Posted 9 июня 2022, 08:06
Published 9 июня 2022, 08:06
Modified 16 октября 2022, 19:37
Updated 16 октября 2022, 19:37
После почти месячного перерыва Промышленный районный суд города Ставрополя продолжил рассмотрение уголовного дела в отношении бывшего заместителя председателя правительства Ставропольского края Александра Золотарева и бывшего заместителя министра строительства и архитектуры региона Ивана Якимова.
Ранее в данном деле обвиняемым проходил и сам министр Алексей Когарлыцкий. Но он пошел на сделку со следствием, и его дело рассматривали в особом порядке, в итоге он получил 3 года строго режима. Сейчас апелляционную жалобу по его делу рассматривает Ставропольский краевой суд.
По каждому эпизоду
Напомним, что суд в отношении зампреда начался еще в сентябре прошлого года. На этой неделе судебное следствие объявили оконченным, и стороны перешли к стадии прений.
Государственный обвинитель напомнил, что дело оказалось очень резонансным.
«Общественная опасность и резонанс данного дела заключается в том, что руководство страны все усилия направляет на искоренение коррупции. Однако, как мы видим, даже ужесточение наказания за должностные преступления не пугает чиновников. Так и находящийся сегодня на скамье подсудимых Золотарев пренебрег требованиями закона, несмотря на высокий уровень его доходов», — сообщил гособвинитель.
Он еще раз напомнил суду обстоятельства совершенных преступлений.
По версии обвинения, Золотарев, имея корыстную цель и действуя через Когарлыцкого, а также посредников Теунаева, Горькавено, Сизова, склонял других чиновников к проведению проверок документов от АО «Гипроздрав» в максимально короткие сроки. Это позволяло компании получать заключения госэкспертизы.
Напомним, что эта организация не раз выигрывала госконтракты на проектирование медицинских учреждений в Ставропольском крае. Но в уголовное дело попало только 3 эпизода. В первом Золотарев с Когарлыцким якобы получили откат в размере 2,5 миллиона, во втором — 15,5 миллиона, в третьем — более 45 миллионов.
Также гособвинитель напомнил, что в 2018 году экс-зампред получил в качестве взятки прицеп для перевозки квадроциклов от Александра Сизова, который тогда являлся руководителем завода «Техноставприцеп».
«В марте 2019 года Золотарев действовал умышленно, осознавая общественную опасность, предвидя общественно-опасные последствия и неизбежность их наступления, получил лично от Когарлыцкого взятку 900 тысяч рублей и взятку в виде незаконного оказания услуг имущественного характера на сумму 100 тысяч рублей. Таким образом, за месяц он получил лично от Когарлыцкого за покровительство по службе 1 миллион рублей, что представляет собой взятку в особо крупном размере», — зачитал гособвинитель.
Также по версии следствия, именно Золотарев склонил Когарлыцкого к тому, чтобы тот заставил своего заместителя Якимова подписать акты приемки по недостроенному на тот момент Легкоатлетическому манежу в Ставрополе. Из-за поспешного подписания подрядчик понес убытки в размере почти 20 миллионов.
15 лет «строгача»
Гособвинитель отдельно отметил, что подсудимые вину не признали и правду суду не сказали, пытались ввести суд в заблуждение и уйти от установленной законом уголовной ответственности.
«Данные обстоятельства подтверждаются последовательными показаниями Когарлыцкого, которые он дал через досудебное соглашение, последовательными показаниями Сизова, Горькавенко, Теунаева», — заявил гособвинитель.
Далее он отделил свидетелей, которые давали «удобные» стороне обвинения показания от тех, чьи показания скорее играли на руку стороне защиты, объявив «слово» вторых несостоятельным и противоречивым, составленным так, чтобы обелить подсудимых.
Он подчеркнул, что отягчающих обстоятельств в деле не оказалось, но несмотря на это, прокурор попросил определить наказание Золотареву — ограничение свободы в исправительной колонии строго режима на срок 15 лет и штраф в размере 500 миллионов рублей, а также запретить занимать руководящие должности на срок 15 лет. Такое наказание прокурор определил путем частичного сложения наказаний за каждый эпизод.
В среднем за каждый эпизод прокурор попросил Золотареву от 8 до 10 лет строгого режима и штраф в десятикратном размере полученной взятки.
Срок пребывания в СИЗО, по его мнению, можно учесть день за день. Напомним, что Золотарев содержался в следственном изоляторе с марта прошлого года.
А вот Якимову прокурор попросил изоляцию от общества в колонии-поселении. Также прокурор попросил не снимать арест с его имущества, конфисковать денежные средства и имущество, которые он получил в результате преступной деятельности, в пользу государства.
Голословно и бездоказательно
В ответ на это сторона защиты подчеркнула, что вина Золотарева в судебном следствии доказана не была.
По версии следствия, он нарушил положение о должности, подписанное губернатором Ставропольского края, но как отметили адвокаты, обвинение даже не предоставило данный документ суду. При этом определение нормативных актов, которыми устанавливаются права и обязанности чиновника в подобных делах, обязательно.
«Доказательством вины, по сути, стали только показания Когарлыцкого, никто из свидетелей больше не подтвердил эту версию. Не подтвердили версию, что он требовал ввести Легкоатлетический манеж в эксплуатацию, что он давал какие-либо указания. В то же время Когарлыцкий ради смягчения себе наказания пошел на сделку со следствием, которая подразумевает, кроме полного признания вины, изобличение иных лиц в совершении преступлений», — сообщили суду адвокаты Золотарева.
В пользу такой версии, по мнению защитников, говорит и то, что Золотарев оказался в числе подозреваемых в последний момент, о нем в материалах дела отсутствуют какие-либо материалы оперативно-розыскной деятельности. Все мероприятия проводились исключительно в отношении Когарлыцкого.
По мнению адвокатов, обвинения экс-зампреда голословны и бездоказательны. Все, в чем обвиняют Золотарева, не входило в его должностные обязанности, кроме того, обвинение не смогло доказать, что задействованные в преступных схемах чиновники находились в его подчинении, а значит, он не мог давать им указания.
Зато все эти чиновники находились в подчинении у Когарлыцкого, да и все преступные действия входили именно в его должностные обязанности. Также адвокаты обратили внимание, что согласно показаниям посредников, они не были в курсе, что денежные средства от откатов поступали Золотареву за покровительство.
Адвокаты также подробно разбирали каждый эпизод и показания свидетелей, чтобы еще раз обратить внимание суда на то, что участие Золотарева в преступной схеме может являться бездоказательным домыслом.
Так, например, показания против Золотарева давали помимо Когарлыцкого посредники Расул Теунаев и Андрей Горькавено, которые изначально были привлечены к преступной деятельности напрямую Когарлыцким. Посредники терялись, отвечая на вопросы в зале суда о том, сколько денег они передавали Золотареву и сколько раз происходила передача.
В связи с этим адвокаты попросили вынести Золотареву оправдательный приговор и снять арест с его имущества.
История с пытками
Сам Золотарев тоже выступил в прениях. Он сразу подчеркнул, что не совершал преступлений, в которых его обвиняют.
Он прошелся по некоторым важным доказательствам и фактам, которые, по его мнению, доказывают сфабрикованность дела.
Золотарев еще раз рассказал про то, что Расул Тугайлаев вымогал у него деньги, обещая в противном случае повесить на него вину во всех преступлениях. Он же говорил о своих прочных связях с правоохранительными органами. Поэтому Золотарев счел обращения в полицию бессмысленными.
Он рассказал, что следователь не хотел фиксировать некоторые «неудобные» обвинению показания в протокол, а также сфальсифицировал некоторые показания.
«Следователь оказывал давление на мою семью, проводил доследственные проверки по членам моей семьи, допрашивал меня и всех моих родных, обещал в отношении меня, моей супруги, брата, старшего сына возбудить уголовные дела и всех посадить в СИЗО, если я не дам признательных показаний. Все время звучали угрозы „посадить надолго“. Постоянно звучали требования, чтобы я дал показания против губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова. В день задержания следователь заявил, что Тугайлаев заплатил за меня и меня в любом случае посадят», — рассказал суду Золотарев.
По его словам, некоторые участники преступной группы признали свою вину, но не смотря на это следователь прекратил в отношении них уголовные дела, в связи с тем, что они дали показания против него.
Он рассказал, что Когарлыцкий признал свою вину в получении взяток, но переложил всю ответственность на Золотарева. И переложил бы больше, если бы часть «взяток» не изъяли у него лично. Речь идет об автомобиле Porsche Cayenne, снегоболотоходе, стройматериалах.
«Следователь постоянно оказывает давление на меня. С июня 2021 года по февраль 2022 года я был помещен в одиночную камеру. Меня содержали на спецпосту, где содержатся лица с пожизненным лишением свободы и я, человек, который первый раз попал в изолятор и не имеет судимостей. Камера, где меня содержали, была размером 4,6 квадратных метра, через день ее обыскивали работники СИЗО. Гулять меня выводили в полной изоляции», — рассказал в прениях экс-зампред.
Также он пожаловался на медицинское обслуживание в СИЗО. Он рассказал об очень высоком давлении на протяжении последних 14 месяцев и химическом ожоге левого глаза, который получил в бане СИЗО, но ему так и не оказали помощь, в связи с чем он почти лишился зрения. У Золотарева зарегистрирован тромбоз сетчатки глаза вследствие кровоизлияния в мозг.
«Следователь практически доводит меня до суицида. Кроме как пытками такое давление назвать нельзя», — заявил Золотарев.