Posted 19 марта 2022,, 08:37

Published 19 марта 2022,, 08:37

Modified 16 октября 2022,, 19:36

Updated 16 октября 2022,, 19:36

Кто «редиска» и хозяин BMW: о чем говорили свидетели защиты экс-зампреда Ставрополья

19 марта 2022, 08:37
Свидетели по делу бывшего заместителя председателя правительства Ставропольского края Александра Золотарева рассказали о том, кого считают хозяином спорного BMW, как покупали часы Rolex для семьи чиновника и кого считают «редиской» в этом разбирательстве. В суде побывал корреспондент Newstracker.

Промышленный районный суд Ставрополя продолжает рассмотрение уголовного дела в отношении бывшего заместителя председателя правительства Ставропольского края Александра Золотарева и заместителя министра строительства и архитектуры региона Ивана Якимова.

Напомним, что Золотарева обвиняют во взяточничестве и превышении должностных полномочий, в том числе организации системы откатов на проектировании медицинских учреждений.

Старый друг с многомиллионным бюджетом

С сентября свои доказательства по данному делу предъявляла сторона обвинения, в том числе допрашивала возможных свидетелей того, как Золотарев брал взятки, причем не только деньгами. Например, в качестве взятки обвинение рассматривало прицеп для перевозки квадроциклов и ремонт искусственного пруда.

На этой неделе очередь представлять доказательства перешла к адвокатам Золотарева. И первым, кого они допросили, стал старый друг подсудимого Александр Пук — руководитель ООО «Грант+», «Рустранснефть», «Севернефть», «Экодеревня» и индивидуальный предприниматель. Он рассказал, что с Золотаревым дружит еще с тех пор, когда они жили в одном городе в Ямало-Ненецком автономном округе. С тех пор они поддерживают отношения и регулярно приезжают друг к другу в гости.

Отвечая на вопросы адвокатов, Пук сообщил, что в феврале 2020 года он купил у матери Золотарева автомобиль BMW — почти новый и не очень дорого — всего за 5,7 миллиона рублей. Покупка была вызвана тем, что одно из предприятий Пука находится в КЧР, а его родители живут в Краснодарском крае. Поэтому ему раз в месяц приходится основательно объездать Юг России, и автомобиль бы облегчил эту задачу.

«Я забрал автомобиль сразу после того, как рассчитался за него, а переоформили машину только в конце июня. Сначала она стояла у Натальи Георгиевны (матери Золотарева), потом я автомобиль в Пятигорск перегнал, позже — в Краснодар, а потом мне позвонили и сказали, что он арестован. Сейчас BMW стоит на стоянке», — рассказал свидетель.

Прокурор попытался убедиться, что Пук именно владел автомобилем, а не был его номинальным хозяином. Для чего задавал вопросы о машине, о договоре купли-продажи, в котором не оказалось подписи покупателя, о передаче наличных денег за авто, о том, кто и когда переоформлял машину. На многие вопросы свидетель ответить не смог, не вспомнил. По его словам, у него много автомобилей и он уже не помнит конкретные детали именно об этом авто.

Нехороший человек

Также он рассказал, что незадолго до ареста Золотарев жаловался ему на то, что с него вымогают деньги — более 100 миллионов, потом сумму снижали. Но кто именно занимался вымогательством, Пук не вспомнил.

По его словам, Золотарев часто приезжал к нему на Ямал и 12 марта как раз должен был прилететь на празднование дня рождения свидетеля и на охоту, однако его задержали при, как считает следствие, попытке сбежать.

Напомним, что изначально вместе с Золотаревым по данному уголовному делу проходил бывший министр строительства и архитектуры Ставропольского края Алексей Когарлыцкий, но он пошел на сделку со следствием, полностью признал вину и теперь его дело рассматривается в особом порядке.

«О Когарлыцком я узнал из новостей и со слов Золотарева, впечатление сложилось, что он „редиска“ — непорядочный человек. Что дает ложные показания против Золотарева. Когарлыцкий говорил, что Золотареву якобы деньги отдавал. Мы с Золотаревым виделись часто и всегда эта тема косвенно или прямо всплывала в разговоре, но никакой конкретики не было», — сообщил свидетель.

Пук также вспомнил, что мать бывшего чиновника Наталья Золотарева просила его приобрести и привезти ей дорогие часы Rolex в августе–сентябре 2020 года. Пук пояснил эту просьбу тем, что Rolex нельзя просто прийти и купить. А у него уже был такой опыт.

Истории водителей

Далее стороны допросили Алексея Бабенко, который работал на автобазе правительства Ставропольского края и был личным водителем Когарлыцкого. Особенно адвокатов интересовали посещения экс-министром некой автомойки на проспекте Кулакова. Предположительно, именно там Когарлыцкий получил «откатные» деньги.

«Бывало, что утром я за ним приезжал, но он ехал на своей машине, привозил ее на автомойку, оставлял ее там и ехал уже со мной по рабочим делам. Вечером забирал. Один раз было такое, что он меня просил отвести его на мойку и оставить там», — вспоминает свидетель.

Также сам Александр Золотарев попросил Бабенко рассказать подробнее о его трудоустройстве. И свидетель сообщил, что был водителем у Когарлыцкого еще на предыдущем месте работы, а когда Когарлыцкий перешел в министерство, забрал водителя с собой.

Следующий допрошенный в суде свидетель Сергей Пустовалов тоже оказался водителем, но уже не служебным. Благодаря знакомству с водителем Золотарева он встретился в 2017 году с самим экс-зампредом правительства и начал на него работать.

«По просьбе его водителя я помогал Золотареву, отвозил детей в школу практически постоянно, забирал их после уроков, возил к репетиторам и на тренировки, если надо было. Потом оставлял машину Nissan Qashqai, отдавал ключи и уезжал», — рассказал Пустовалов.

Также, если не было дел, забирал с работы и супругу Золотарева.

По его словам, сам Золотарев передвигался по городу на служебном транспорте, и сам за рулем замечен не был. Его машина всегда стояла во дворе чистая. Речь идет о разбитом Range Rover. После аварии на паркинге стоял только Nissan.

Прокурор спросил свидетеля про автомобиль BMW, который появился на парковке вместо Range Rover, и Пустовалов предположил, что машина принадлежала Золотареву.

Фотографии, звонки и повторный свидетель

Также адвокаты Золотарева пригласили на повторный допрос бывшего заместителя главы Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Артура Суюнчева. Ему включили отрывок аудиозаписи разговора, который стороны прослушивали на прошлом заседании, чтобы он подтвердил имена говорящих на записи.

Суюнчев подробно рассказал, как именно была сделана запись и в какой момент, а также предоставит отчет специалиста о фотографии, которая является одним из доказательств по делу. Селфи было сделано после «примерки» прицепа, когда Суюнчев на багги Золотарева ехал по городу. Специалист в заключении подтвердил дату и время съемки, но прокурор поставил под вопрос обстоятельства — на фото непонятно, тот ли это багги, который принадлежит Золотареву, а подтвердить личность человека на фото мешает маска.

После допросов свидетелей, адвокаты продолжили изучать документацию. На этот раз в списке вещдоков оказалась выписка об операциях со счетов АО «Гипроздрав», с которого, по версии следствия, подсудимый и собирал откаты через субподряды с рядом компаний, таких как «Мистер Дом», РМК «Деловые отношения», ООО «Вектор» и другие.

Адвокаты изучили все переводы денежных средств и их назначения между «Гипроздравом» и субподрядчиками и обратили внимание, что в документе явная путаница с датами и оформлением. Прокурор же заметил, что сведения о порядковых номерах и разницах в датах в такой крупной компании могут быть вызваны отложенными платежами.

Далее участники процесса изучили фотографию того самого прицепа для багги, который, по версии обвинения, тоже был подарен Золотареву в качестве взятки за покровительство от руководителя компании «Ставприцеп» Александра Сизова.

Еще несколько часов стороны потратили на изучение детализации звонков с номеров участников уголовного дела и ключевых свидетелей. Серьезных пересечений не обнаружилось, но, по мнению прокурора, это связано с тем, что участники преступной схемы общались по большей части в сети интернет и с помощью мессенджеров.

"