Posted 28 июля 2019, 07:48
Published 28 июля 2019, 07:48
Modified 16 октября 2022, 18:19
Updated 16 октября 2022, 18:19
В Ставропольском крае больше 3 тысяч промышленных предприятий, которые выпускают мебель, одежду, электронику, упаковку, стройматериалы и даже сырье для экранов iPhone. Они формируют почти 20% валового регионального продукта. На промпредприятиях около 5% всего работающего населения края (более 43 тысяч человек). Продукция, которую они производят за год, стоит около 290 миллиардов.
Сельское хозяйство выглядит менее прибыльным. В отрасли в полтора раза больше предприятий — более 5 тысяч. Но суммарные обороты на треть ниже, чем в промышленности (190 миллиардов рублей по итогам прошлого года). При этом сельхозугодья занимают уже порядка 87% всей территории края. И расширять их больше нельзя.
Еще один немаловажный фактор, играющий против сельского хозяйства — непредсказуемость аграрной экономики. Погода часто вносит свои коррективы. Например, в прошлом году урожай зерна снизился на 12% в связи с засушливой погодой. Отрасль тут же начала терять денежные обороты — 13 миллиардов рублей к концу года. Снизились и объемы производства.
В промышленности ежегодный прирост на 1-5-9%. За последние 2 года, по официальной статистике, объемы отгрузки промпроизводства на Ставрополье выросли на 10%. Но реальное ли это развитие или только манипуляция цифрами? Для сравнения, инфляция в те же два года превысила 6%. Денежная масса в отрасли также может нарастать и за счет подорожания производственных ресурсов.
«Сам показатель объемов отгрузки товаров в рублях, по моему мнению не является корректной лакмусовой бумажкой роста промышленности. Это может быть следствием возросших издержек, например, стоимости топлива или стоимости аренды производственных помещений. Корректнее сравнивать объемы производства по объему производств базовой продукции. Как иногда говорится в кругу аналитиков, под любой заранее заданный результат можно разработать подходящую методику», — отметил политик Валерий Ледовской.
Поэтому аналитики в эти цифры не верят. «То, что в последнее время используются такие аморфные показатели, которые невозможно интерпретировать, говорит о том, что при более адекватном анализе происходящего будут вскрываться недостатки», — отметил Ледовской.
Подходящим показателем могло быть сравнение статистики закрывающихся и новых предприятий, но таких данных не существует. Как пояснили NewsTracker в Минпроме Ставрополья, такие отчеты министерство готовит только по запросу.
Но в медийное пространство тем не менее попадает информация о проблемах на промышленных предприятиях края. К банкротству тяготеют крупнейшие промышленные проекты. В последние годы серьезные экономические проблемы возникали на Лермонтовском ГМЗ, «СтавСтали» и «Эскоме».
Окончательно закрылся производитель стекла «ЮгРосПродукт», который банкротится с 2016 года. У заводов сейчас новый собственник, который пытается сохранить производство. Бывший собственник заводов перешел под конкурсное управление и на протяжении последних 2 лет пытается остановить производство, чтобы рассчитаться с кредиторами.
Все это происходит на фоне немалых вложений за счет собственников производства и бюджета. За прошлый год промышленные предприятия в крае инвестировали в обновление производства более 15 миллиардов рублей. Еще 1 миллиард рублей распределил Фонд поддержки предпринимательства. Но основная денежная масса распределяется по крупнейшим предприятиям.
Причина проблем на крупнейших предприятиях в крае — недостаток планирования. Об этом в свое время открыто заявляли представители правительства разного уровня.
«Эффективность инвестирования в Ставрополье весьма низкая. Такие примеры как открытый и практически сразу закрытый автозавод (“Ставрополь Авто”), в который было вложено денег того же порядка, как объем инвестиций в промышленность края в прошлом году — это пример, показывающий, что не все в этом плане так просто. Во-первых, это достаточно маленькие для региона масштабы. Во-вторых, кроме инвестиций должны обеспечиваться условия для работы и нормальной конкуренции в рамках закона», — считает Ледовской.
Когда «Ставсталь» в 2018 году начала задерживать зарплаты рабочим. Когда завод «Ставрополь Авто» приостановил производство комплектующих. Официально озвученная причина была одна — недостатки планирования.
В первом случае, по версии правительства края, из-за подорожания сырья привлеченных инвестиций не хватило, чтобы продолжать производство. Бывшего владельца предприятия обвинили в хищении 60 миллиардов рублей. Предприятие было объявлено банкротом и передано новому инвестору, который управляет производством с прошлого года.
Во втором случае контракт на производство комплектующих для китайских внедорожников Hower предприятие закрыло, а нового заказчика пока не нашлось.