Posted 8 апреля 2019, 18:14
Published 8 апреля 2019, 18:14
Modified 16 октября 2022, 18:12
Updated 16 октября 2022, 18:12
Обороты ритейлеров бытовой техники в России в прошлом году превысили 480 миллиардов рублей. Несмотря на распространенное мнение, чистого импорта среди крупной бытовой техники в России не больше 20%, сообщает «Бизнес-вектор» РБК. Иностранные компании идут другим путем, они локализуют сборку на территории РФ. Только компания LG вложила в свой подмосковный филиал более 500 миллионов рублей.
«К сожалению, на сегодняшний день, это по большей части зарубежные компании, которые на территории России собирают эту технику. Мы сейчас практически от импорта не зависим с точки зрения ввоза», — отмечает президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.
Рынок насыщен микроволновками, мультиварками и холодильниками. По статистике, в домах россиян больше одного такого прибора.
Не хватает на внутрироссийском рынке пылесосов, кондиционеров и посудомоечных машин. Такое оборудование считается самым востребованным, потому что рынок еще не заполнен. Например, посудомойка есть только в каждой 10-й семье, кондиционеры — в каждой 5-й. Эти товары относят к категории крупной бытовой техники.
В России такое оборудование производят в ограниченном количестве. С другой стороны, интерес покупателей к импорту тоже снижается за счет колебаний валютного курса.
Отечественные производители бытовой техники держатся на плаву за счет оптовых продаж. Например, один из крупных производителей отечественных бытовых электрических приборов ООО «Свар» почти 90% своих кухонных плит продает застройщикам для установки в новостройках.
На Ставрополье производители бытовой техники не зарегистрированы. Но обороты местных посредников впечатляющие — более 1 миллиарда рублей по итогам 2017 года. И это только обороты половины местных ритейлеров, которые задекларировали свои доходы.
В нише коммерческого бытового оборудования, по отзывам местных ритейлеров, не наблюдается изменений, которых можно было бы ожидать на фоне текущей экономической ситуации.
«Уровень продаж не изменился. Для бытовых целей в среднем ценовом сегменте покупают до 20 тысяч рублей, как раньше», — рассказал NewsTracker представитель компании, которая занимается на Ставрополье продажей морозильных ларей, которыми интересуются в основном торговые предприятия.
По оценкам ритейлеров, продажи отечественного оборудования для предпринимательства на Ставрополье превышают 50%. Остальное приходится в основном на китайскую продукцию. Лишь небольшую долю продаж занимают крупные европейские бренды.
Основные поставки такого оборудования — из Подмосковья и Красноярска. С импортом компания не работает совсем, потому что основной спрос на отечественное. Во-первых, цены ниже импортных аналогов на 40-50%. Во-вторых, гарантированное сопровождение оборудования в процессе эксплуатации.
«Китайское продается меньше в основном из-за опасений по ремонту. Сервисных центров здесь нет, поэтому возможны проблемы потом с запасными частями», — отметил собеседник агентства.
В нише бытовой электроники фактор сервисного обслуживания сказывается значительно меньше. По отзывам опрошенных NewsTracker ритейлеров мобильной электроники, спросом пользуются самые разные, даже малоизвестные бренды, несмотря на отсутствие сервисной поддержки.
Общее мнение мелкого ритейла в этой нише — продажи постепенно падают. Одной из причин бизнесмены видят падение покупательной способности населения. Еще одна важная причина — жесткая конкуренция, которая практически парализует мелкий ритейл.
«Любой уникальный товар, который появляется у нас, например, у него в первое время идут неплохие продажи. Как только этот товар появляется также и у других, то сразу же продажи резко падают», — рассказал предприниматель Самсон Саркисов.
Падение продаж, по его словам, происходит как минимум в полтора раза. Такие колебания спроса повторялись с появлением каждой новинки, будь то портативные музыкальные колонки или гироскутеры.
Одинаковый модельный ряд мешает мелкому ритейлу развиваться. Тем, что уже есть в других магазинах, клиентов сложно привлечь. Но вопрос уникального торгового предложения решается очень сложно. Мелкие торговцы зависимы от постоянных поставщиков. Чтобы не столкнуться с контрафактом, по словам Саркисова, мелкий ритейл с опаской относится к новым поставщикам.