Posted 12 марта 2019, 14:19

Published 12 марта 2019, 14:19

Modified 16 октября 2022, 18:09

Updated 16 октября 2022, 18:09

Несладкая жизнь кондитерского бизнеса на Ставрополье

12 марта 2019, 14:19
Россияне любят сладости и, как показывает статистика, в последнее время едят их больше, чем когда-либо. Почему рынок стагнирует, несмотря на растущий спрос, и чем опасно увлечение сладким, разбирался корреспондент NewsTracker.

Резкий рост потребления

Россияне в последние два года бьют собственные рекорды по потреблению сладкого, на каждого жителя нашей страны приходится по 24,5 килограмма сладостей. Больше всех в мире потребляют жители Центральной и Северной Европы, Канады и США, в этих странах на каждого человека приходится до 35 килограммов сладостей в год.

Производством сладостей в России занимаются около 1,5 тысячи крупных предприятий и порядка 150 тысяч мелких производителей. Их годовой оборот порядка 1,6 триллиона рублей в одном только 2018 году, сообщает издание «Бизнес Вектор».

Самыми ходовыми сладостями в России остаются карамель, мармелад, пастила, халва, на них потребители тратят более 660 миллиардов рублей в год. Шоколад на втором месте (608 миллиардов рублей). За ним следуют мучные изделия вроде печенья, вафель и пряников (202 миллиарда рублей). Меньше всего россияне тратят на свежую выпечку — торты и пирожные (140 миллиардов рублей).

Отдельные производители заявляют, что зависимость от импортного сырья превышает 60% от всех необходимых ингредиентов. Большинство из них (арахис и какао-бобы) в России не выращивают, поэтому кондитеры так сильно зависят от международной экономики и валютных скачков.

«Набор продуктов, который сейчас предлагается нашими коллегами из-за рубежа, больше соответствует предпочтениям, которые сегодня формируются в российском обществе. Я думаю, что подстроятся. Если отрасль на 90% независима, понятно, что есть возможность подстраиваться, перестраиваться, изучать свой рынок», — считает президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Тем не менее эксперты прогнозируют, что объемы производства и продаж кондитерской продукции в России в ближайшее время останутся на уровне 2017 года. Основная предпосылка к этому — снижение реальных доходов россиян.

Убийственное посредничество

В Ставропольском крае основная масса кондитерских предприятий выпускает мучные сладости. Суммарная прибыль ставропольских производителей мучного превышает 300 миллионов рублей.

Отечественные производители шоколада и кондитерской продукции на основе продуктов какао-бобов в регионе практически полностью исчезли. Директор ООО «ВИА» Вячеслав Вяткин уже несколько лет безуспешно пытается найти инвесторов для переработки натуральных какао-бобов. Прямые поставки на Кавминводы могут быть налажены из Ганы, которая является вторым крупнейшим поставщиком какао-бобов в мире, где выращивают более 800 тысяч тонн ежегодно.

Сейчас, по словам Вяткина, большую часть сырья для шоколадных сладостей в Россию поставляют посредники из Европы и Азии. Большинство крупных производителей, по словам Вяткина, экономят на сырье и вместо натурального какао-масла закупают пальмовое масло в качестве заменителя.

«Берут коковеллу (кожура какао-боба), еще и пережженную, добавляют туда кокосовое масло до концентрации 15%-17% жирности. Там уже нет какао-масла. Какао-масло в организме растворяется 100%, потому что температура его усваиваемости до 36%, а что свыше не усваивается организмом. Кокосовое, пальмовое масло усваивается при температуре до 40 градусов. Поэтому это самый страшный яд замедленного действия. Через несколько лет он проявляется в виде рака, в виде язв, в виде всяких лимфом в кишечнике. Особенно у детей», — рассказал Вяткин.

На Ставрополье он планировал построить завод по переработке натуральных продуктов из какао-бобов. Но поддержки в крае он не получил. За счет государственных программ поддерживают только местных производителей, которые ориентированы на местные заводы, расположенные здесь же в регионе. Поэтому его проект краевые власти не хотят поддерживать, и завод пока существует только на бумаге.

«В господдержке отказывают, потому что основное производство в Гане. Мне говорят: “Ты же не наш”», — сетует Вяткин.

Его бизнес-план обнажает сверхприбыль, которую получают крупные производители кондитерского рынка. По словам Вяткина, он готов доставлять продукты из какао-бобов на производство по цене 3,6 тысячи долларов за тонну, тогда как московские заводы без доставки берут около 5,5 тысячи долларов за тонну.

Подпишитесь