Posted 31 августа 2018,, 16:20

Published 31 августа 2018,, 16:20

Modified 16 октября 2022,, 17:37

Updated 16 октября 2022,, 17:37

Стекольные заводы Яшкуновых кошмарит оффшорный кредитор

31 августа 2018, 16:20
Крупнейшее в крае стекольное производство оказалось на грани коллапса из-за самоуправства основного кредитора. Охрана собственников части бывших активов завода пропускает на опасное производство провокаторов, которые дестабилизируют коллектив. Рабочие и руководство заводов опасаются аварии.

Взрывоопасный конфликт

Нынешний ООО «Гелиос» — это два завода в селе Красногвардейском и городе Новоалександровске. Они - главные в крае производители тарного и листового стекла, часть макроэкономической цепочки, в которой участвуют крупные предприятия фармацевтической, пищевой, алкогольной промышленности и строительной отрасли не только Юга России, но и далеко за его пределами.

Часть активов предприятия до сих пор принадлежит обанкротившемуся ОАО «ЮгРосПродукт». С него в конце 90-х начинались эти производства. «ЮгРосПродукт» фактически перестал существовать, накопив долги почти на 5 миллиардов рублей. Эта огромная сумма сложилась из долгов перед бывшим кредитором «Банк Уралсиб» (3,5 миллиарда рублей) которые возникли в период изменения кредитной политики банка из-за смены его собственников в 2012 году.

Претерпев череду сложных судебных разбирательств, "ЮгРосПродукт" был объявлен банкротом, и часть его активов (земля, корпуса цехов) составила конкурсную массу. Однако производственные линии и коллектив перешли под управление новой структуры - ООО "Гелиос" при заключении договора субаренды с организацией, предложенной конкурсным управляющим. Несмотря на организационный переворот, костяк коллектива был сохранен и сейчас обеспечивает выпуск более 16 тысяч квадратных метров листового стекла и 450 тысяч штук стеклотары ежедневно.

Открытое противостояние "Гелиоса" и "ЮгРосПродукта" началось с вооруженного нападения, когда конкурсный управляющий «ЮгРосПродукта» Андрей Костюнин обвинил руководство "Гелиоса" в том, что они тоже держат на производстве свою охрану. Тогда работников дирекции «Гелиоса» в Ставрополе вообще не пустили на рабочие места, а на пропускных обоих заводов начался беспорядок, и производство затормозилось, потерпев убытки.

Скандал в двух районах вышел на краевой уровень. "Гелиос" аргументировал тем, что не может отвечать за результат и безопасность, не имея никакой защиты и управленческой свободы. В ходе совещаний с участием краевых властей и представителей федеральных ведомств напряженность убавили, и до конца действия договора субаренды между оппонентами (1 апреля 2018 года) на предприятии работали две охраны. А потом ситуация повисла в воздухе.

"ЮгРосПродукт" предлагает для пролонгации договора неприемлемые для "Гелиоса" условия.

“Никакого договора больше нет. Чтобы не накалять настроение оппонентов, "Гелиос" убрал свою охрану с проходных”, - сообщил источник в канцелярии ООО «Гелиос».

Хаос на опасном производстве

Теперь «ЮгРосПродукт» один продолжает управлять контрольно-пропускными пунктами на обоих заводах. Наемная охрана, по словам производственников, внимательно проверяет все, что ввозит и вывозит с территории заводов «Гелиос», нередко мешает специалистам попасть на работу.

Самым вредоносным руководство «Гелиоса» считает ситуацию с допуском посторонних людей на завод. Наемная охрана пускает неизвестных, которые свободно разгуливают по территории производства, распространяют слухи о якобы скором закрытии предприятия и даже пытаются выполнять монтажные работы на опасных объектах.

«Непонятные лица угрожающего вида, спортивного телосложения на территории завода производят какие-то работы. Крайний случай — недавно монтировали какие-то предметы, напоминающие видеокамеры, на азотно-водородном комплексе (это особо опасный объект). Некомпетентность этих монтажников могла привести к аварии, даже остановке производства», — рассказал директор Красногвардейского завода Антон Кузьменков.

После ноябрьского нападения производственная мощность обоих заводов снизилась на 15-20%. Одна из причин - в нестабильной обстановке в коллективе. Провокаторы, по информации руководства завода, предлагают специалистам уволиться из штата «Гелиоса», пугая их якобы неизбежной остановкой предприятия.

«Вместо того, чтобы приступать к своим непосредственным обязанностям, народ собирается и обсуждает эти слухи — закроют, не закроют. А это приводит к тому, что падает производство. Руководству приходится периодически проводить собрания, опровергать эти домыслы», — рассказал инженер ООО «Гелиос» Владимир Черкашин.

Аналогичная обстановка - на стеклотарном заводе в Новоалександровске.

Коллектив обоих заводов находится в постоянном напряжении.

«Сам факт того, что на предприятии находятся непонятные лица с непонятными целями, подрывает уверенность нашего коллектива в том, что здесь можно безопасно работать. Руководство, естественно, серьезно тревожит ответственность в экстренной ситуации, которая может сложиться по вине этих неизвестных нам лиц», — рассказал Кузьменков.

Некоторые сотрудники увольняются. В условиях кадровой текучки инженерно-технический состав занят наймом и обучением новых. Все это мешает полноценной работе заводов.

Кипрский оффшор и его "гонцы"

Управляющий действует не самостоятельно. В распоряжении редакции NewsTracker оказался ряд документов, которые свидетельствуют о том, что многомиллиардный долг «ЮгРосПродукта» у банка «Уралсиб» выкупила кипрская оффшорная компания «Аквамарин» - за непропорционально малую сумму - 2,5 миллиона рублей. По данным имеющихся документов, от имени "Аквамарина", от лица конкурсного управляющего Александра Костюнина и от имени банка "Уралсиб" на "ЮгРосПродукте" действует одно и то же лицо: Михаил Вячеславович Першин.

“Именно он регулярно появляется на нашем и Красногвардейском предприятии, дает инструкции охране и периодически общается с представителями трудового коллектива. Этот человек действует с намерениями, никак не согласованными с руководством "Гелиоса", - рассказывает директор Новоалександровского стеклотарного завода Евгений Томилин.

Еще одним "постноябрьским" симптомом на стекольных заводах стала серия внеплановых проверок, инициированных представителями конкурсного управления.

На предприятиях трижды побывали представители Ростехнадзора, дважды пожарной инспекции МЧС, неоднократно появлялись сотрудники краевой прокуратуры,а налоговая инспекция, по словам руководителей "Гелиоса", вообще "не спускает глаз" с обоих предприятий.

Несмотря на то, что все это выглядит как откровенная травля и давление, результаты этих проверок, по мнению специалистов "Гелиоса", поразительно неконструктивны, порой откровенно неграмотны, основаны на передергивании технических и законодательных норм. Полученные предписания, по оценке источника в ООО "Гелиос", свидетельствуют о непонимании авторами технологии стекольного производства и настолько логически несовершенны, что с легкостью могут быть оспорены в суде.

Решить проблему, очевидно, можно только в переговорах с руководством «Аквамарина». Без этих переговоров "Гелиос" не может заниматься ремонтом производственных корпусов и других помещений, не может развивать производство.

Но собственники оффшорной компании, по словам руководства "Гелиоса", категорически не выходят на связь, продолжая подогревать разрушительную активность своих "гонцов".

"Наша ситуация - это иллюстрация существующей опасной для России схемы, по которой оффшорные компании имеют доступ не только к выводу прибыли из страны, но и к разрушению действующих, социально и экономически значимых производств" - убеждены управленцы "Гелиоса".

Проблема "Гелиоса" привлекла внимание депутата Госдумы РФ, зампредседателя комитета по экологии, собственности и земельным ресурсам Михаила Кузьмина. Во вторник, 28 августа 2018 года, он побывал на заводе в Красногвардейском, совершил экскурсию по предприятию и выслушал позицию руководства заводов от одного из топ-менеджеров "Гелиоса" Алексея Яшкунова (младшего).

"Мы откровенно устали от этой борьбы, и даже предлагали Костюнину продать ООО "Гелиос" (на условиях продолжения работы этого производства), находили инвесторов и конструктивные схемы выкупа подбанкротной собственности, чтобы объединить все активы в одних руках и прекратить конфликт, - никакие здравые предложения приняты не были. Кредиторы, с которыми мы оказались в связке, открещиваются от управления производством, но при этом делают все, чтобы его расшатать", - разводит руками Яшкунов (младший).

Перспективы выхода из тупика Михаил Кузьмин оценил положительно.

"Ищем пути, ищем. Может быть, поможет Минпромторг, может быть, Правительство России. При том настрое, который есть у коллектива, — получится», — сказал он.

Одновременно дипломат отметил высокую социальную и экономическую значимость и потенциал развития производств.

"Дружный коллектив, своевременная зарплата, поставки стеклотары зависимым, стратегически важным фармацевтическим предприятиям ...это достаточно дисциплинированное предприятие по нынешним временам, это хозяйство нужно развивать", - подчеркнул Кузьмин.

"