Posted 28 июня 2019, 05:52

Published 28 июня 2019, 05:52

Modified 16 октября 2022, 18:13

Updated 16 октября 2022, 18:13

Китай продолжает «обувать» легкую промышленность Ставрополья

28 июня 2019, 05:52
Новую обувь не могут себе позволить более 30% россиян, по данным Росстата. Чем это грозит отечественной легкой промышленности и возможна ли конкуренция с дешевым «китаем», разбирался NewsTracker.

Дешево и сердито

Продаваемой в России обуви достаточно, чтобы каждый россиянин мог иметь по две пары в год. Только в прошлом году продано почти 329 миллионов пар. Общий оборот рынка по стране превысил 1,3 триллиона рублей.

Но недавнее исследование Росстата показало, что больше 30% россиян не могут позволить себе новую обувь по сезону на каждого члена семьи.

Спрос на женскую обувь в России заметно выше, чем в мужском и детском сегменте. В прошлом году в стране продали около 48 миллионов пар женской обуви. Мужской сегмент в 1,5 раза меньше, детский сегмент меньше ровно вдвое.

Отечественному производителю принадлежит примерно треть обувного рынка в России. При этом на ввоз готовой импортной обуви почти нет пошлинных сборов. Зато ограничивается ввоз некоторых обувных деталей — например, 5% на популярный эластополимер.

Отечественных производителей по всей стране насчитывается около 2 тысяч организаций. Но все это в основном мелкие предприятия, крупных производителей всего 57.

Засилье импорта

Ставропольские обувные предприятия зарабатывают гораздо меньше. Чистая прибыль самого успешного предприятия в крае за 2017 год не превышала 3,3 миллиона рублей. А общий задекларированный доход отрасли в том же году составил 15,8 миллиона рублей.

Среди промышленных предприятий в Ставропольском крае обувной сегмент занимает нижайшие позиции. Обувь составляет всего 0,2% от всей продукции обрабатывающих производств Ставрополья, по данным на 2008 год.

Ставропольские предприятия в основном ориентируются на обувь эконом-класса из полимеров: от тапочек до калош, резиновых сапог. Основная причина — наличие в регионе производителей полимерного сырья. Но даже для такой продукции все комплектующие приходится ввозить либо из других регионов, либо из-за рубежа.

Конкурировать приходится в основном с импортом. На его долю приходится ⅔ продаж обуви в России, по информации издания «Бизнес-Вектор».

«На рынке обуви в России производители всех стран, которые связаны с производством обуви, у которых это все налажено, они все присутствуют в России. Чего не скажешь об их рынках», — отмечает владелец двух обувных предприятий на Ставрополье Оганес Месропян.

Его предприятия выпускают недорогую обувь с ценником от 200 до 1 тысячи рублей. Пока это единственный ценовой сегмент, в котором удается конкурировать с китайским импортом.

Основная проблема в конкуренции с китайским производством, по его мнению, колоссальная разница в объемах партий, которые производят и продают китайские предприятия и российские.

«Мы практически равны по маржинальности. За счет большого объема поставок их устраивает маржинальность в 5%. Нас это не устраивает, потому что мы с такой маржинальностью только выживаем», — рассказал Месропян.

Неразборчивые покупатели укрепляют черный рынок

О качестве обуви в нынешнем финансовом положении потребителям думать не приходится. На этом наживаются нелегальные поставщики импорта. По оценкам экспертов, нелегальный импорт занимает порядка 30% оборота обуви в России. Еще больше теневой сектор — в сегменте кроссовок и детской обуви, около 50%.

«Если там в шубе не сложно проследить производителя — и это, кстати говоря, интересует покупателя. Но про обувь так не скажешь. В массовом сегменте и в детском сегменте все же ищут просто подешевле. Никто не разбирается, где произведено, кем произведено, из чего», — считает президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Однако борьбу с контрафактом в нынешних условиях эксперты считают невозможной, поскольку в этом сегменте недостает законодательного регулирования.

«Нужен кардинальный пересмотр законодательства, которое будет более серьезные экономические санкции вводить, конфискации, а не возврат там куда-то — тогда мы начнем двигаться к какому-то обелению рынка», — считает Катырин.

Еще меньше россиян заботит влияние обуви на их здоровье, судя по объемам продаж ортопедических моделей. В общем объеме продаж отечественной обуви такая обувь занимает всего 5%. Неудивительно, ведь корректирующая обувь серийного производства стоит в среднем на 25% дороже обычной, а индивидуальный пошив таких моделей стоит в десятки раз дороже.

Однако потребность в корректирующей обуви в России гораздо выше. По подсчетам участников рынка, каждому третьему россиянину нужна такая ортопедическая обувь.

Заградительные меры

Нелегальный импорт эксперты считают самой важной проблемой для развития всей отрасли.

«Здесь самая большая проблема, конечно, — это серый или черный импорт. Это то, что ввозится нелегально, не обкладывается никакими ни пошлинами, ни налогами», — отметил Катырин.

Решить проблему призвана система обязательной маркировки обуви, которая запускается с 1 июля. Поставщиков и реализаторов обуви зарегистрируют в единой электронной системе, которая будет регистрировать передвижения всей легальной продукции.

Федеральные власти рассчитывают, что маркировка позволит вывести из тени около от 100 миллионов пар обуви, которая потенциально могла быть ввезена нелегально. Однако эксперты настроены скептически, поскольку система больше нацелена на собираемость налогов.

Рынки больше не нужны

Маркировка в целом соответствует тенденциям, которые складываются в сфере продаж обуви. Традиционные рынки теряют эффективность и производители все чаще уходят в другие каналы сбыта, отмечает Оганес Месропян.

Сетевые магазины, по его словам, не готовы перехватить объемы, которые уходят с традиционных рыночных развалов. На смену рынкам приходит онлайн-торговля.

«Доля продаж на рынках сокращается. Еще лет 5 назад распределение продаж было: 50% — рынок, 50% — сети. Сейчас продажи в сетях увеличились, может, до 60%. Примерно 20%-30% приходится на интернет-площадки. Остальные 20%-30% остались на рынках. Рынки сейчас доживают свой век, я так думаю», — пояснил Месропян.

Маркировка обуви, запланированная уже с 1 июля, по его мнению, может вообще сделать невыгодной торговлю на рынках. С другой стороны, от онлайн-касс и маркировки местные производители ждут более честной растаможки импортной продукции, что должно повлиять на его прибыльность в России и таким образом помочь отечественной продукции.

Подпишитесь