Posted 11 июля 2020, 07:26
Published 11 июля 2020, 07:26
Modified 16 октября 2022, 18:46
Updated 16 октября 2022, 18:46
Вирус пришел в Россию в конце учебного года, незадолго до весенних каникул и прибавил школьникам выходных. Но тысячам семей с детьми пандемия запомнится не этим, а несколькими неделями дистанционного обучения. Для многих родителей домашнее образование превратилось в настоящее испытание.
Основные проблемы дистанционного обучения, как отметили в Минобразования края, — в том, что не везде есть интернет (около 20 тысяч учеников живут в отдаленных селах), далеко не у всех учеников есть собственный компьютер, на котором можно беспрепятственно выполнять задания.
Также министерство осталось недовольно интернет-сервисами для дистанционного обучения. Министерству проще было бы организовать централизованный перевод на «дистанционку» на какую-то одну платформу. На деле директорам школ весной предоставили право выбирать платформы самостоятельно, и без сбоев не обошлось.
Теперь многие родители больше опасаются возвращения к «дистанционке», чем заражения детей коронавирусом.
«Все наши мамочки отдадут детей 1 сентября в школу, даже не задумываясь. Все в страхе ждут, что нам могут сказать, что дети в школу не пойдут. Вот этого точно ждут в страхе», — рассказала на условиях анонимности мать школьника из Невинномысска.
С началом дистанционного обучения появились слухи, что онлайн-занятия станут постоянными. Тогда их быстро пресекли опровержением Минобразования края и губернатор Ставрополья.
Однако после трех месяцев пандемии Минобр края уже не так категоричен в прогнозах на осень. Возвращение учеников в школу «планируется», но не гарантировано.
«В новом учебном году мы планируем вернуться к традиционному очному обучению в школах. Вместе с тем, конечно же, будет учитываться эпидемиологическая ситуация в крае», — сообщила пресс-служба министерства в ответ на запрос NewsTracker.
Министерство не исключает возвращения к дистанционному обучению, если снова появится потребность закрывать школы на карантин. По крайней мере, образовательная система края к этому готова, отметили в ведомстве.
Вирус COVID-19 еще недостаточно изучен. Специфическое лечение до сих пор не найдено. Но известно, что вирус распространяется при длительном тесном контакте. Избежать заражения в школах чиновники Минобразования рассчитывают за счет дистанции и тщательной гигиены. Вот что для этих целей рекомендует Роспотребнадзор.
В начале дня школьников ждет так называемый «утренний фильтр» — на входе в школу каждому ученику будут измерять температуру. Для этого должны использоваться бесконтактные термометры. Учеников с признаками респираторных заболеваний обязаны немедленно изолировать. Детей с повышенной температурой не будут пускать на занятия, отметили в Минобразования Ставропольского края.
На входе в школу и в школьных туалетах должны быть выставлены дозаторы с антисептическим средством для дезинфекции рук. Дезинфицирующие средства нужно использовать и при уборке школьных помещений. Обработка дезинфектором должна проводиться на каждой перемене и после окончания занятий.
Интересно, что в предписаниях Роспотребнадзора есть отдельное уточнение насчет гигиенических средств — в школьных туалетах постоянно должна быть туалетная бумага и мыло.
Для сокращения дистанции на занятиях классы предлагают расформировать, чтобы сократить количество учеников на уроке. Плюс, каждый такой сокращенный класс должен будет заниматься в собственном кабинете в течение всего дня. Начало уроков и перемен для каждого класса должно быть подобрано индивидуально, чтобы ученики не пересекались в перерывах между занятиями.
Расписание таким образом сильно усложняется, увеличивается общее время работы учителей. Тем не менее в расписание предлагают добавить лекции по гигиеническому воспитанию детей.
Перемены произойдут и в школьных столовых. Повара наденут маски и перчатки. В школьных столовых теперь должны будут использовать только одноразовую посуду.
Общая сумма, предусмотренная на все эти меры в краевом бюджете, 22,6 миллиона рублей, отметили в Минобразования Ставрополья.
Рекомендации о том, как должны существовать школы в период пандемии коронавируса, выпущены 8 мая. Однако до сих пор не все учителя ознакомились с этим списком требований. Большинство опрошенных NewsTracker представителей системы образования признают, что исполнять предписания будет до невозможности сложно. Возможно, поэтому никто из них не согласился говорить открыто.
«Пока нам ничего не сказали по поводу нового учебного года. Определенно будет дезинфекция на входе и уборка помещений. А как дальше, будет ясно, когда рекомендации выпустят», — отметила преподаватель одной из школ в крае.
Не представляя, какие перемены ждут ее и ее коллег, самой большой проблемой она назвала работу в маске. Хотя прямых указаний об обязательном ношении масок в рекомендациях Роспотребнадзора нет.
«Сложность состоит в том, что тяжело находиться в маске в помещении. Достаточны ли данные меры, покажет лишь статистика заболеваемости. Думаю, что школы справятся, но точно мы узнаем уже в сентябре», — поделилась мнением собеседница агентства.
В одной из школ Пятигорска признают, что рекомендации поступили совсем недавно, и преподаватели пока сами не очень хорошо представляют, как будет выглядеть учебный процесс.
«Мы теперь не знаем, что делать, как выстроить нормальное расписание для учителей. Из-за того, что в некоторых классах по 40 человек, возможно, придется делать 4 смены — такой вариант сейчас обсуждается», — рассказала завуч школы в Пятигорске.
Основные обязательства по соблюдению ограничений лягут на педагогов, которым придется работать в авральном режиме.
«Чтобы учитель успевал после одного урока зайти в следующий класс, ему придется оставить детей за 5 минут до конца урока и бежать в другой класс. Всем учителям так придется бегать по кругу, чтобы меняться, чтобы дети не выходили на перемену», — рассказала собеседница агентства.
Интересно, что возрастающая нагрузка на учителей, вероятно, не будет дополнительно оплачиваться. Бюджеты, по словам собеседницы агентства, остаются прежними. При условии, что, вероятно, часть школьного бюджета придется потратить на закупку одноразовой посуды.
«Учителям никто доплачивать не будет. Как будет организовываться питание, непонятно, потому что нужна одноразовая посуда. На одноразовую посуду дополнительных средств не выделяют. Кто ее будет закупать, неизвестно», — посетовала собеседница агентства.
По ее словам, чтобы разгрузить расписание уроков, в школе рассматривают вариант дистанционного обучения по таким предметам как физкультура, изобразительное искусство и технология.
«Будем решать, что с этим делать и как можно все организовать так, чтобы уложиться в школьный бюджет и еще выполнить все рекомендации Роспотребнадзора», — отметила собеседница.
При этом родители школьников в целом осведомлены о грядущих переменах в распорядке дня.
«Знаю, что руководителям школ разосланы письма о том, какие требования должны быть соблюдены, чтобы школа 1 сентября открылась. В классах должно быть не более 15 человек. Разделить перемены, чтобы дети на переменах не встречались. [Уроки] в две смены. Маски. На расстоянии 1,5 метра друг от друга они должны сидеть», — рассказала мать одного из школьников в Невинномысске.
Основной риск в условиях пандемии, по ее мнению, — резкое снижение качества образования. В школе, в которой учится ее ребенок, по словам женщины, всегда не хватало преподавателей. А с новым графиком нагрузка на учителей должна еще увеличиться — большие классы разделятся на отдельные группы, которые будут заниматься в разное время, и учителя перестанут справляться.
«У нас просто нет такого количества учителей. Если это действительно будет так строго, то у нас, наверное, половина школ в городе просто не смогут открыться. У нас в нашей школе один учитель преподает русский язык, литературу, историю и обществознание. Ей очень тяжело, но учителя так и не нашли. Второй английский у нас так и не добавился — учителя нет. Это при нормальной учебной программе, какая была раньше. А то, как они хотят сделать в условиях пандемии, в нашей школе этого точно не будет — учителей нет», — рассказала собеседница агентства.
Несмотря на все проблемы, родители готовы поскорее отдать детей в школу. В основном из соображений качества обучения, которое, по мнению опрошенных родителей, неизбежно снижается в период пандемии.
Во многом такая готовность родителей обусловлена еще и тем, что многие родители не верят в опасность коронавируса.
«В принципе страшно. Но я считаю, что вся эта история с коронавирусом — это именно политика, а не что-то иное. Всех уже достал этот коронавирус. Никто в него толком не верит. Вроде у всех уже даже появились знакомые, которые болеют. У нас отец в Питере болеет коронавирусом. И все равно среди моих знакомых не было никого, кто сел бы на самоизоляцию, свято в это верит, ходит до сих пор в маске, нет. Все хотят жить обычной жизнью и не вспоминать даже о том, что это когда-то было», — поделилась мнением собеседница агентства.