Posted 21 июня 2020, 09:43

Published 21 июня 2020, 09:43

Modified 16 октября 2022, 18:40

Updated 16 октября 2022, 18:40

Сами с пропусками. Как ставропольские чиновники соблюдали режим самоизоляции

Сами с пропусками. Как ставропольские чиновники соблюдали режим самоизоляции

21 июня 2020, 09:43
Фото: Медиахолдинг1Mi.
Режим самоизоляции еще в мае (до начала снятия ограничений) перестал удерживать ставропольчан дома. Как сами власти соблюдали ограничительные меры, выяснила краевая Контрольно-счетная палата. Отчет о нарушениях изучил корреспондент NewsTracker.

Нарушали все. Районные и городские власти злоупотребляли полномочиями по выдаче пропусков. Ритейлеры пытались заработать на панике по поводу ожидаемого дефицита продуктов. Тысячи ставропольчан прошли через систему административных наказаний за нарушение режима самоизоляции.

Формальная изоляция

Около двух с половиной месяцев, пока сохранялся режим самоизоляции, гражданам позволено было выходить из дома на работу только со спецпропуском. И основные претензии к чиновникам по итогам проверки связаны именно с бардаком в распределении спецпропусков.

Первые пробелы в схеме оформления пропусков вскрылись практически сразу. В первые же дни самоизоляции в пунктах выдачи спецпропусков выстроились очереди. Конечно, никакой социальной дистанции очередники не соблюдали. Жалобы на опасность заражения в очередях поступали из Пятигорска, Ставрополя, Кисловодска.

Вскоре пункты выдачи пропусков перенесли в многофункциональные центры, но и это не помогло решить проблему очередей. В конце концов, власти оставили за собой только право заверять списки получателей пропусков, которые должны были составлять сами работодатели, они же выдавали пропуска своим сотрудникам.

Избежать злоупотреблений, очевидно, не удалось ни на одном этапе. И предприятия, и администрации, как выяснила Счетная палата, в некоторых случаях выдавали гораздо больше пропусков, чем требовалось. Особенно отличилась мэрия Ессентуков, где количество пропусков втрое превысило численность штата. На 210 сотрудников администрация города выдала 679 спецпропусков. Это именно те пропуска, которые администрация выдавала своим сотрудникам.

Злоупотребления выявили еще в 4 муниципальных образованиях, но там масштабы значительно меньше. В администрации Шпаковского района выдали 66 лишних спецпропусков, в администрации Степновского района — 25, в Туркменском районе — 13, в Труновском районе — 10.

Похоже, что в разных районах, власти по-своему трактовали ограничительные меры. Вероятно, опираясь на собственные представления об опасности коронавируса. На такой вывод наталкивает статистика, приведенная Счетной палатой. В среднем администрации районов обеспечивали спецпропусками от 9% до 95% своих сотрудников.

К примеру, администрация Ставрополя ни разу не переходила черту, но использовала свои полномочия по-максимуму. Спецпропуска получили абсолютно все 972 сотрудника мэрии.

Обнаружились также проблемы с учетом выданных пропусков. Проверяющие выявили «бессистемное ведение реестров» выданных спецпропусков в Ставрополе и Пятигорске.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что таким образом местные администрации могли обеспечивать пропусками ближайшее окружение.

«Можно предполагать, что сотрудники администраций обеспечивали своих друзей, знакомых и бизнес-партнеров. Но утверждать это возможно только по результатам других проверок, например, прокурорских», — отметил политолог, директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

Но эти цифры вряд ли отражают реальные масштабы проблемы, ведь они предоставлены самими муниципалитетами.

К тому же, некоторые отчеты, присланные в Счетную палату края, оказались неполными. Отличились не только муниципальные власти, но и бизнесмены. Неполные данные предоставили администрации Предгорного района, Кисловодска и Ставрополя.

Власти Предгорного района не указали, сколько вообще сотрудников работает на предприятиях в статусе юрлиц. Мэрия Кисловодска утаила численность сотрудников, работающих в статусе ИП по всему городу. В результате невозможно судить о реальных масштабах нарушений и злоупотреблений.

Раскрыть теневую занятость

Злоупотребления пропусками обнаружились не только в администрациях, но и в самостоятельных компаниях. Бизнес тоже оформлял существенно больше пропусков, чем было нужно. В среднем по всему краю предприятия (в статусе юрлиц) выдали почти 60 тысяч лишних спецпропусков: на 221 тысячу человек приходилась 281 тысяча спецпропусков.

В среднем уровень обеспеченности спецпропусками на разных предприятиях в Ставропольском крае колебался от 6% до 275% от штата.

Больше всего злоупотреблений среди зафиксировано в Александровском районе, где на сотрудников местных предприятий приходилось в среднем около 2-3 пропусков (более 4,2 тысячи пропусков на 1,5 тысячи работников).

Чуть меньше масштабы нарушений в Труновском районе, там на каждого работника приходилось около 2 пропусков (более 1,2 тысячи пропусков на 600 сотрудников).

На этом фоне выделился Кочубеевский район, где специальный пропуск получили только 6% работников (744 человека).

По мнению экспертов, опрошенных NewsTracker, статистика злоупотреблений в бизнес-среде может свидетельствовать о двух сценариях поведения предпринимателей: стремление обезопасить от штрафов свое ближайшее окружение и вынужденное раскрытие теневой занятости.

«Процедура оформления пропусков имела заявительный характер. Общество с ограниченной ответственностью заверяет свой штат, запрашивает пропусков на друзей, знакомых, приятелей и всех прочих людей. Вот поэтому такой результат. Я более чем уверен, что еще и завышали свой штат», — считает сопредседатель отделения «Опоры России» в Ставропольском крае Павле Мрвалевич.

Кризис может вывести из тени часть работников, которые получали серые зарплаты, считает собеседник агентства. Свою роль сыграют выплаты, назначенные президентом для сохранения рабочих мест.

«У нас очень много сотрудников у предпринимателей не являются зарегистрированными сотрудниками. Так называемая теневая занятость. Нынешняя ситуация может многое поставить на свои места. Поддержка оказывается на число сотрудников — кредиты на выдачу зарплаты и прочее. Ведь если у него были сотрудники, которые не были оформлены, они от этого пострадают — пойдут в трудовую инспекцию, в прокуратуру и так далее. Если о ничего не выплатит за период изоляции, возникнет конфликт. Это все проявит теневую занятость», — пояснил Мрвалевич.

«Уровень разгильдяйства»

Проверяющие Счетной палаты пришли к выводу, что местные власти не смогли наладить эффективную систему оформления спецпропусков на время пандемии.

«Органам местного управления не удалось эффективно решить задачи, закрепленные в постановлении губернатора по выдаче специальных пропусков и контролю за их выдачей, что могло стать одной из причин низкого уровня самоизоляции граждан на территории Ставропольского края», — отмечено в материалах отчета КСП.

Специалисты Счетной палаты пришли к выводу, что местные власти и предприниматели только формально исполняли требования режима самоизоляции.

Причина нарушений, по мнению опрошенных экспертов, в общих скептических настроениях по поводу опасности коронавируса, которые, вероятно, не обошли стороной местных чиновников.

«Часть населения не верит в это — считает, что это обычный грипп с неким обострением. Поэтому такое поведение. Если бы это была более серьезная инфекция, например, оспа или легочная чума, от которой за 24 часа умирают, тогда люди бы сами сидели на месте», — считает Мрвалевич.

Однако реальной ответственности за нарушения процедуры выдачи и регистрации спецпропусков, по мнению аналитиков, никто не понесет.

«Реально ведь не было чрезвычайной ситуации. Все это носило заявительный характер. Сам документ не имеет даже номера. Поэтому какая может быть юридическая ответственность?» — считает Мрвалевич.

По его мнению, данные о работе со спецпропусками во время пандемии имеют единственное применение. «По этим показателям можно оценить уровень безрассудства и разгильдяйства», — отметил собеседник агентства.

Противоречия в политике федеральной и местной исполнительной власти, по мнению экспертов, это частный случай исторически сложившейся проблемы России.

«Это уже классика российского законоприменения — ужесточение требований при необязательности их исполнения. Лет 300 пословице на этот счет: строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Мы ввели различные ограничения, но при этом выдаем пропуска, как бог на душу положит. Это у нас национальное, с этим очень сложно спорить», — считает политолог Дмитрий Журавлев.

Жажда наживы

Обнаружились нарушения в сфере регулирования цен на розничном рынке. Ответственным за мониторинг был назначен краевой Комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности.

Однако за ценами специалисты комитета следили только в двух торговых сетях «Магнит» и «Пятерочка». Вероятно, поэтому Комитет не заметил существенных скачков цен.

Хотя подорожание продуктов официально признавала, например, администрация Ставрополя. Наценки на молоко завышали на 12%, на сливочное масло — на 14%, сметану — на 29%, в отдельных магазинах наценка на формовой хлеб была превышена на 30% от рекомендованной наценки в 10%.

В целом по краю в первые месяцы пандемии цены на продукты выросли значительно. По данным Счетной палаты, картофель подорожал на 25%, лук — на 80%, гречневая крупа — на 23%, сахар — на 20%.

По мнению специалистов, объективных причин для подорожания продуктов в период пандемии не было. Предприниматели, которые поднимали цены в период ажиотажа, вероятно, руководствовались исключительно жаждой наживы.

«Увеличение стоимости никак не было оправдано. Ничего не произошло такого, кроме ажиотажного спроса в начальный период. Люди запасались продуктами, тогда был страх. Торговля решила на этом заработать, сразу подняла цены. Я считаю, в этом нужно разбираться антимонопольным органам», — отметил Мрвалевич.

Подпишитесь