Напомним, Роман Петрашов построил свою карьеру в нефтегазовой сфере, занимал руководящие посты в компании «Лукойл» и в 2013 году оказался на посту заместителя председателя правительства Ставропольского края. Но проработать на этом месте долго мало кому удавалось. И Петрашов не стал исключением — вскоре он оказался на скамье подсудимых.
Однако, в отличие от своих коллег, не по «политическому делу». Чеченский инвестор Альви Аслаханов обвинил его в мошенничестве в особо крупных размерах.
Уголовное дело в Ленинском районном суде города Ставрополя рассматривалось с начала осени прошлого года и наконец перешло на стадию прений.
Шесть лет тюрьмы
Первым на прениях выступил прокурор. Он напомнил, что Петрашова обвиняют в мошенничестве, хищении чужого имущества путем обмана, совершенном группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере.
На протяжении часа прокурор напоминал сторонам версию следствия, ссылался на показания свидетелей и доказательства, которые суд успел рассмотреть.
Так, как следует из слов прокурора, Петрашов решил обогатиться за счет желающих заработать на нефти. Он брал весомые откаты за помощь в заключении договоров на подрядные работы и помогал в подписании актов ввода новых объектов в эксплуатацию. В деле числится только один пострадавший — Аслаханов.
Он за несколько лет такого сотрудничества передал Петрашову 115 млн рублей. Сначала за то, чтобы владельцы месторождения на Ямале выбрали компанию Аслаханова для выполнения работ, потом — на покупку техники для разработки месторождения, за принятие работ и так далее. Всего было шесть фактов передачи денег, все были совершены через посредников.
Более подробно о передачах крупных сумм можно прочитать в показаниях Альви Аслаханова и Романа Петрашова, которые они давали на стадии судебного следствия.
Прокурор посчитал, что вина Петрашова в суде доказана, и попросил удовлетворить иск потерпевшего, а бывшем зампреду назначить наказание в виде шести лет колонии общего режима и штраф в размере 500 тысяч рублей.
«Вина не доказана»
Однако представитель потерпевшего, который выступал вторым в прениях, заявил, что это слишком суровое наказание.
Сам Аслаханов на заседании суда отсутствовал, но его представитель заверил суд в согласованности позиции.
«Мы внимательно, подробно исследовали все материалы дела, заслушали показания свидетелей, и у каждой из сторон сложилось свое мнение. И мнение потерпевшего по данному уголовному делу несколько изменилось, в основном, потому что Петрашов частично погасил материальный ущерб», — заявил представитель.
Об этом NewsTracker писал в одном из прошлых материалов с заседания по делу экс-зампреда правительства Ставрополья.
Также он напомнил суду, что в самом начале процесса Петрашов заявил во всеуслышание, что судят не его, а его должность. То есть, если бы он не занимал один из главных руководящих постов региона, дело бы не зашло так далеко и не привлекло бы столько внимания. Ведь по сути оно не является политическим и напрямую не связано с его должностью в правительстве.
Кроме того, по его мнению, не все факты в обвинительном заключении нашли свое подтверждение. Например, организация преступной группы (прим. местоположение двух посредников при передаче денег Петрашову до сих пор не установлено, их показаний в деле нет, а значит, организация преступной группы не может быть доказана).
Не вымогал, а зарабатывал
Представитель потерпевшего напомнил, что сам Альви Аслаханов признавался в суде, что Петрашов действительно оказывал услуги посредника в его бизнесе. То есть без него не было бы вообще контракта на 1 млрд рублей. То, что компания Аслаханова не смогла отработать задачи и освоить деньги, по сути, не является проблемой Петрашова. Он свою часть сделки выполнил за полученные деньги.
«Да, такая позиция противоречит интересам пострадавшего, но мы считаем, что должна торжествовать правда и справедливость. А что касается получения денег, тут вина подсудимого доказана в полном объеме. А вот факт вымогательства в ходе судебных заседаний установлен не был. Он, скорее, пытался их заработать. Как и не нашел своих доказательств факт предварительного сговора по обману потерпевшего», — рассказал представитель.
Он еще раз обратил внимание суда, что Петрашов вернул потерпевшему более 20 млн рублей. Меньшую часть он выплатил Аслаханову еще до возбуждения уголовного дела, а более 14 млн были переведены на счет пострадавшего уже во время суда.
«Это говорит о том, что подсудимый осознал свою вину, принял достаточные меры, чтобы загладить ее. Это повод снизить размер наказания. Преступление совершено в 2014 году, с течением времени социальная опасность исчезла, а сам Петрашов уже более полутора лет находится в изоляции от общества», — указал представитель бизнесмена.
Он также сообщил, что сторона потерпевшего подала отдельный иск о взыскании денег, но, вероятно, он будет рассмотрен уже не уголовным, а гражданским судом.
И исходя из всего вышесказанного, он попросил для Петрашова минимальное наказание. Согласно позиции потерпевшего, те полтора года, что экс-чиновник находится в СИЗО, уже стали для него наказанием и более он в изоляции не нуждается.
Для адвокатов Петрашова такая речь, видимо, оказалась неожиданным поворотом. Поэтому они попросили перерыв на согласование позиции с подзащитным.