Posted 13 июля 2022, 06:03
Published 13 июля 2022, 06:03
Modified 16 октября 2022, 19:20
Updated 16 октября 2022, 19:20
Прокуратура Ставрополья накануне сообщила об уголовном деле о причинении ущерба окружающей среде на рекордную сумму — 48 млрд рублей. Подозреваемыми в деле стали два брата — Дмитрий и Виктор Ставицкие. Первый — владелец и генеральный директор компании «Нерудстрой» в селе Кочубеевском. Второй — индивидуальный предприниматель, владелец и генеральный директор компании с похожим названием — «Нерудстрой СК», зарегистрированной в том же селе, но по другому адресу.
По версии следствия, Ставицкие, используя выданную в 2014 году компании «Нерудстрой» лицензию на добычу песчано-гравийно-валунной смеси, причинили окружающей среде гигантский ущерб. Все потому, что компании разрабатывали карьеры на землях сельхозназначения.
Проблемы с песчаными карьерами в Кочубеевском районе обострялись все последние годы. Жители села Кочубеевского, станицы Барсуковской и других населенных пунктов уже давно пытаются достучаться до властей со своими жалобами на «карьеристов». Значительные территории района перерыты, дороги — разбиты грузовиками. Страдают сельское хозяйство и, конечно, окружающая среда.
Например, в феврале 2022 года жители станицы Барсуковской организовали народный сход, где обсуждали возможные изменения в генеральный план района, которые якобы готовили местные власти. По информации станичников, коррективы нужны были для того, чтобы передать торговцам песком и гравием новые участки вокруг населенного пункта.
Тогда местные обвиняли власти в сговоре с предпринимателями. По мнению станичников, во время публичных слушаний нужный бизнесменам результат был сфабрикован при помощи сотрудников компаний.
Нельзя сказать, что местные власти, надзорные и правоохранительные органы совсем бездействовали. Так, в декабре 2021 года Минприроды заявило, что обнаружило нарушения на 300 млн рублей при разработке карьеров. Ведомство выяснило это после того как впервые с 2019 года провело обследование участков с привлечением маркшейдеров. Из 33 карьеров на семи были обнаружены нарушения в правилах добычи полезных ископаемых.
«Исковые заявления находятся на рассмотрении в судах различной инстанции. В частности, по двум нарушителям материалы переданы в природоохранную прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовных дел», — сообщали тогда в пресс-службе краевого Минприроды.
Немногим ранее, в октябре 2021 года, в кабинете начальника отдела имущественных и земельных отношений администрации Кочубеевского муниципального района Ларисы Ростовцевой прошли обыски. Источник сообщал, что силовики нагрянули к чиновнице как раз в рамках расследования нелегальной разработки карьеров в районе.
А уже в мае 2022 года правоохранители пришли с обысками сразу в администрацию Кочубеевского района и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края. Возможно, тогда силовики искали в том числе материалы для возбуждения уголовного дела в отношении Ставицких.
Итак, в отношении руководителей «Нерудстроя» возбуждено уголовное дело. Кочубеевский районный суд 11 июля арестовал Дмитрия и Виктора Ставицких на два месяца, до 7 сентября.
О компании «Нерудстрой» Дмитрия Ставицкого известно, что она была основана в 2005 году. В числе совладельцев предприятия некоторое время числился и Виктор Ставицкий. В настоящее время у компании есть две лицензии, выданные Минприроды Ставропольского края. Первая лицензия была выдана в 2006 году. Она дает право на «разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств». Вторая лицензия от 2014 года дает предприятию право проведения «геологического изучения недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых».
На сайте компании говорится, что ООО «Нерудстрой» — одно из крупнейших предприятий Ставропольского края по производству нерудных материалов минерального происхождения, продукции вибропресса для предприятий дорожного и коммунального хозяйства. Кроме добычи материалов, компания занимается их перевозкой.
«Производимая продукция имеет высокое качество и прекрасные физико-механические свойства. Благодаря чему предприятие является поставщиком при строительстве федеральных автомобильных дорог и объектов федерального значения», — говорится на сайте.
И это правда. С 2016 года «Нерудстрой» получил 13 контрактов. Примечательно, что предприятие участвовало всего в 13 торговых процедурах, то есть выиграло все тендеры, на которое заявилось.
Основным государственным заказчиком компании Ставицкого было ГУП «Дорожно-эксплуатационно-строительное управление № 2» (ДЭСУ) им. В. И. Демидова в городе Михайловске. В рамках девяти контрактов госпредприятие с 2017 по 2019 год заплатило «Нерудстрою» 25,1 млн рублей. Возможно, взаимовыгодные отношения госкомпании с частной фирмой продолжились бы, но в 2019 году ДЭСУ № 2 прекратило существование как самостоятельное юридическое лицо, войдя в состав ГБУ СК «Стававтодор».
Кстати, в 2021 году Дмитрий Ставицкий попытался еще раз стать поставщиком государственного подрядчика дорожно-строительных работ. Предприниматель является директором в еще одной фирме — зарегистрированном в селе Кочубеевском ООО «Возрождение». Эта компания заявлялась на аукционы ГБУ СК «Стававтодор», но ни разу не была допущена к участию.
Фирма второго фигуранта дела, Виктора Ставицкого, — основанная в сентябре 2021 года «Нерудстрой СК» — не отличилась ни участием в госзакупках, ни получением лицензий на разработку карьеров. Тем не менее, основным видом деятельности компании указаны «Разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина». Каким образом предприятие вело хозяйственную деятельность, если не имело разрешения, неизвестно.
Что касается финансовых показателей, то «Нерудстрой СК» по итогам 2021 года отчитался о чистом убытке в 119 тысяч рублей. А вот у его «брата» — компании «Нерудстрой» — дела, кажется, идут получше. По итогам прошлого года предприятие получило выручку в размере 201,3 млн рублей. Чистая прибыль составила 4,9 млн рублей.
Но, если Ставицких признают виновными и обяжут возместить всю сумму ущерба окружающей среде, то и этого будет мало. Прибыль их компании почти в 10 тысяч раз меньше заявленного урона.