Posted 14 июня 2022, 13:32

Published 14 июня 2022, 13:32

Modified 16 октября 2022, 19:07

Updated 16 октября 2022, 19:07

Уголовная «транспортная реформа» Ставрополя: причины и последствия дела замминистра

14 июня 2022, 13:32
Какие нарушения нашли ФСБ и прокуратура в действиях замминистра транспорта, почему Mиндор считает их незаконными и что ждет Ставрополь после этой «уголовки», корреспондент NewsTracker изучил мнения и позиции заинтересованных сторон.

Рабочая неделя на Ставрополье началась с новости о том, что заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта региона Борис Борисов стал фигурантом уголовного дела.

Проверка прокуратуры и ФСБ

Совместная проверка прокуратуры и ФСБ предположила, что Борисов превысил свои должностные полномочия во время проведения открытого конкурса на обслуживание маршрутов общественного транспорта в Ставрополе, то есть после долгожданной «транспортной реформы».

Напомним, что в прошедшем году у всех городских перевозчиков выходил срок действия лицензии и Миндор решил сделать все по правилам: прописали четкие и высокие требования к транспорту, обязали претендентов предоставить справки об отсутствии нарушений ПДД по всем сотрудникам компании-перевозчика и прочее.

Всего Миндор провел несколько «волн» таких конкурсов. Самый масштабный состоялся 25 января. Именно он попал под пристальное внимание прокуратуры и ФСБ.

«Борисов лично руководил конкурсной комиссией. Он достоверно знал, что некоторые перевозчики предоставили заведомо ложные сведения о якобы наличии у них транспортных средств, несмотря на это незаконно выдал 23 свидетельства об осуществлении перевозок победителям конкурса», — сообщили в надзорном ведомстве.

Полгода суда и защита Миндора

Сейчас этот вопрос находится на рассмотрении Ставропольского арбитражного суда. Правда до сих пор стороны никак не могли собраться и сформулировать свои требования друг к другу, чтобы наконец перейти со стадии предварительного судебного заседания.

Напомним, что в качестве ответчика по данному делу выступает Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставрополья (прим. не Борисов лично), в качестве истца — прокуратура региона. Ну, а маршрутчики и перевозчики оказались третьими и заинтересованными лицами.

Собственно вопрос о «заведомо ложных сведениях о наличии транспортных средств» уже не раз поднимался на заседаниях и является одним из трех основных претензий к ответчику.

Напомним, что остальные два — это незаконный отказ в приеме заявки от перевозчика из-за разных формулировок в справке из ГИБДД и внесение правок в конкурсную документацию без внесения изменений в реестр автобусных маршрутов (прим. меняли класс вместимости).

Но вернемся к ложным сведениям. На последнем заседании в арбитражном суде представитель министерства наконец озвучил свой ответ на исковое заявление, где со ссылкой на законы РФ пояснил, что необходимость подтверждения реального наличия автомобилей у перевозчика устанавливается исключительно организатором конкурса. То есть Миндор себе такие права в проведении конкурса не прописал, следовательно, и не имел права ездить и проверять, если ли по факту авто у перевозчика.

Конкурсной комиссии было достаточно «бумаги», подтверждающей наличие на праве собственности транспортных средств, предусмотренных в заявке. Прокурор, впрочем, растерялся и не смог ответить на вопросы суда о том, «какую норму права нарушило министерство, когда не провело осмотр автомобилей» и «есть ли у министерства право ходить с проверкой к перевозчикам до проведения конкурса».

Происки недобросовестных перевозчиков

Тем временем общественники и урбанисты бьют тревогу. По словам лидера общественного движения «Ставрополь — город для жизни» Лады Дубининой, в прошлом году Министерство дорожного хозяйства наконец, после многолетней анархии в сфере пассажирских перевозок, начало выводить эту отрасль из тени и заставлять перевозчиков работать цивилизованно и по правилам, учитывая в первую очередь интересы горожан.

«Борисов сыграл в этом не последнюю роль. Именно благодаря его заинтересованности в качестве проводимых изменений удалось инициировать и наладить диалог между органами исполнительной власти, перевозчиками и городскими активистами. Впервые мы, общественники, увидели адекватное и внимательное отношение к себе, без публичных оскорблений и упреков в неадекватности и подрыве работы власти», — рассказала Дубинина.

Но, по ее мнению, нашлись желающие оставить все как было и саботировать процесс перехода на новую контрактную систему, усиливающую контроль за перевозчиками и их ответственность за качество предоставляемых услуг. Вместо того, чтобы принять новые правила работы и на общих основаниях, правильно и вовремя подготовив все необходимые документы, участвовать в конкурсах на маршруты, они вышли на тропу войны с Миндором.

«Безусловно, первый блин с контрактами вышел далеко не таким гладким, как хотелось. Выявились коммуникационные межведомственные и законодательные пробелы, но именно они — камень преткновения в 95% случаев в любых проблемах во всех отраслях жизнедеятельности. И вешать всех собак на Борисова, позиция, безусловно, удобная для перевозчиков, но на длинной дистанции бесперспективная. Потому что министерство учтет все промахи и будет лучше готовить следующие конкурсы, а вот перевозчикам все равно придется учиться работать по-новому, и мы приложим к этому все возможные усилия», — заявила собеседница агентства.

«Уголовка» остановит изменения

Своим мнением поделился и эксперт АНО «Города за здравый смысл» Андрей Черняков. Он вспомнил, что когда министерство начало заниматься транспортом (прим. несколько лет назад общественный транспорт Ставрополя передали в ведомство Миндора, ранее этим занималась администрация города) ситуация начала сдвигаться с мертвой точки.

«Были проблемы, но при таких крупных изменениях без проблем невозможно. Зато сейчас жители Ташлы, например, могут уезжать домой в 21:40. Раньше в том направлении вечером транспорт не ходил», — рассказал Черняков.

По его словам, Борисов — один из немногих чиновников, который действительно пытался систему изменить и был заинтересован в результатах своей деятельности, понимал, для чего и что именно он делает.

Черняков еще раз обратил внимание на то, что, согласно региональному законодательству, министерство не имеет права проводить осмотр техники, о чем и говорили представители Миндора на суде. Тем более, что у перевозчиков есть 90 дней для выхода на маршруты.

По его словам, в последнее время Министерство транспорта и дорожного хозяйства Ставрополья стало одним из самых открытых министерств в регионе. Оно активно принимает участие в комиссиях, круглых столах, создает рабочие группы по техническому заданию по цифровой модели перевозок и все это совместно с урбанистами и независимыми экспертами.

«Если Бориса Григорьевича отстранят от должности, если подтвердят его вину, то я сомневаюсь, что кто-то рискнет продолжать его деятельность. Другие чиновники могут испугаться и перестать этим заниматься и транспорт Ставрополя опять скатится на самое дно по качеству услуг пассажирских перевозок», — посетовал Черняков.

Будущее туманно

А вот выяснить, какие последствия будут от заведенного уголовного дела, NewsTracker пока не удалось. Чтобы дать юридическую оценку и понять, какие варианты развития событий возможны, нужно прочитать само постановление о возбуждении уголовного дела, так как в информации от ведомств слишком мало данных для построения выводов. При этом сам документ находится под тайной следствия.

Пока же вариантов слишком много — от очередных проверок деятельности министерства до отзыва разыгранных в январе на конкурсе свидетельств на осуществление перевозок, что может привести к остановке 23 маршрутов общественного транспорта.

Напомним, что тогда на конкурс были выставлены следующие лоты: маршруты № 15, 15М, 32А, 27М, 42М, 39М, 48, 59М, 9Д, 51М, 7М, 8, 4, 5М, 21М, 31М, 33М, 35М, 37, 38, 40М, 44М, 45М, 47М и 50.

Открытым пока остается вопрос и о задержании Борисова. Информации об избрании ему меры пресечения и поступлении дела в суд обнародовано не было.

В пресс-службе министерства, к слову, сообщили, что уведомление о возбуждении уголовного дела на замминистра в министерство не поступало.

Подпишитесь