Posted 10 ноября 2021, 12:05

Published 10 ноября 2021, 12:05

Modified 16 октября 2022, 19:34

Updated 16 октября 2022, 19:34

Остатки роскоши. Как выживают ставропольские ювелиры

10 ноября 2021, 12:05
Спрос на ювелирные украшения резко снизился с началом пандемии. Как отечественные производители драгоценностей отыгрались на покупателях, и почему Ставрополье стремительно исчезает с рынка, разбирался корреспондент NewsTracker.

Сужение рынка

Объемы продаж ювелирных изделий в России превысили 240 миллиардов рублей по итогам пандемийного 2020 года. Через службу госконтроля за минувший год прошло почти 143 тонн ювелирных изделий.

В денежном выражении обороты рынка на фоне пандемии почти не изменились, но упали объемы фактического производства (примерно на 30%). Рынок сохранил прежнее финансовое состояние за счет увеличения цен.

Основной объем рынка ювелирных изделий в России — это изделия из серебра (свыше 102 тонн). Они занимают 70% рынка. Российские производители в сегменте серебряных изделий заняли больше половины рынка. Свыше 63% таких украшений производят на отечественных предприятиях (62 тонны по итогам 2020 года). Импортные драгоценности занимают около 37% серебряного сегмента рынка.

В золотом сегменте отечественные производители тоже лидируют. Из более чем 42 тонн золотых изделий — украшения импортного производства составили около 3% продаж.

Однако у отечественных производителей, судя по статистике, немало проблем и без зарубежных конкурентов. Себестоимость производства растет и количество игроков естественным образом сокращается.

«Стоимость материалов — сырья, то есть золота и драгоценных камней — увеличилась на 50%. Ещё есть одна неприятная тенденция: например, в 17-м году в отрасли работало 18,3 тысячи малых предприятий, а в этом там работают 12,2 тысячи», — сообщил президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Производственная хитрость

Один из крупнейших производителей украшений в России — компания SOKOLOV. На ее предприятиях выпускают около четверти всех отечественных украшений. В производственных планах на текущий год — выпуск около 14-ти миллионов ювелирных изделий.

Бренду принадлежит крупнейший в Восточной Европе ювелирный завод, который расположен в Костромской области. Здесь работают почти 6 тысяч человек, и все равно рабочих рук недостаточно. Проблему кадрового голода руководство предприятия связывает с социальными факторами: новое поколение работников обходится работодателю дороже, при этом специалистов не хватает.

«Это такой массовый кадровый дефицит. На рынок труда выходит активно поколение 90-х. Если говорить простым языком, их просто на рынке меньше, чем необходимо, а запросы на компенсацию труда у них выше, чем были раньше», — рассказал изданию «Бизнес-Вектор» генеральный директор ювелирной компании SOKOLOV Николай Поляков.

С такими проблемами сталкивается большинство отечественных производителей ювелирных изделий. Решение находят в том, чтобы сокращать себестоимость продукции. Такую технологию разработали в компании «Алмаз Холдинг», которая работает также в Костромской области.

Чтобы украшения оставались доступными массовому потребителю, несмотря на снижение реальных доходов, предприятие планирует производить изделия из золота в 1 карат (соответствует 40-й пробе). Внешне они будут почти неотличимы от золота 585, к которому привыкли в России. Однако ценник на такие украшения будет до 10 раз ниже.

Остатки роскоши на Ставрополье

На Ставрополье отрасль развита крайне слабо. Обороты ставропольских производителей украшений занимают всего около 0,08% от общероссийского рынка.

С производством ювелирных изделий в регионе связано порядка 20 компаний. Больше половины открывались еще в девяностые годы. Почти никто не отчитывался в налоговые органы на протяжении последних 5 лет. Еще около десятка компаний официально ликвидированы либо находятся в процессе банкротства.

Отсюда относительно небольшие обороты ювелирного бизнеса в крае. О чистой прибыли в 4 миллиона рублей в 2020 году отчиталась одна единственная компания ООО «Аврора ЮД». Годовой оборот предприятия свыше 212 миллионов рублей.

Компания принадлежит Игорю Кильпе, одному из крупнейших ювелиров на Юге России. В конце «нулевых» Кильпа начал работать на федеральном уровне и создал холдинг «Аврора ЮЦ». Организация открылась в 2008 году и уже спустя три года предприятие выбилось в лидеры. Кильпа заявлял журналистам, что компания была на тот момент одним из основных поставщиков в ювелирных магазинах Южного федерального округа и Северокавказского федерального округа. Однако уже в 2013 году холдинг закрылся. У Кильпы остался только ювелирный бизнес в Ставрополе (компания «Аврора ЮД»).

Кроме единственного крупного игрока, на Ставрополье остаются частные ювелирные мастерские, которые выполняют единичные или малосерийные заказы.

«Случаются корпоративные заказы значков. Туристическое агентство дарит своим клиентам маленькие кулончики в путешествие», — рассказал NewsTracker ювелир Алексей Смольняков, который держит мастерскую в Ставрополе.

Ювелирный бизнес в Ставропольском крае, по его мнению, всегда был малоприбыльным, если не убыточным. За последние 15 лет стоимость сырья выросла втрое, отметил Смольняков.

В последние годы ситуация только усугубляется за счет подорожания сырья и новых методов госрегулирования. В текущем году ювелиров обязывают регистрироваться в единой электронной системе отчетности. Также вводится обязательная маркировка продукции.

«Все наши документы, которые мы оформляли в пробирной палате, их аннулируют, и мы должны теперь оформляться через электронную подпись, устанавливать электронную систему отчетности. Если на эту новую форму посмотреть, там голову сломаешь с этими нововведениями», — рассказал Смольняков. Подобные новшества, по его оценкам, снова увеличат стоимость украшений.

Подпишитесь