Posted 4 сентября 2021, 06:26
Published 4 сентября 2021, 06:26
Modified 16 октября 2022, 19:30
Updated 16 октября 2022, 19:30
В период пандемии обороты российского туристического бизнеса упали в 2 раза — до 600 миллиардов рублей. За год продано около 45 миллионов поездок.
В год начала пандемии продавались в основном туристические поездки внутри страны. Такие поездки в России предлагают около 1,2 тысячи компаний. Около 20% из проданных в прошлом году туров — это поездки по историческим местам. Около 10% туристов отдыхали в санаториях, столько же туристов выбрали активный отдых, в основном на горнолыжных курортах.
Наиболее экстремальные условия в приключенческом сегменте туризма. И не столько благодаря естественным рискам в дикой природе, сколько за счет бизнес-процессов. Например, здесь меньше клиентов, потоки заявок поступают неравномерно.
Вариантов государственной поддержки бизнеса в туристической отрасли немного.
Меньше всех на поддержку рассчитывают фирмы в сфере приключенческого туризма, где менее важна туристическая инфраструктура вроде гостиниц. Однако с недавних пор в России начали распространять программу кешбэка и на экстремальный вид отдыха.
«На этот момент где-то полтора миллиона граждан России уже воспользовались этой формой поддержки. Они затратили где-то порядка 27 миллиардов рублей. И 5 миллиардов им вернулось. Это так сказать достаточно неплохой коэффициент. И по нашим ощущениям, это набирает обороты. Почему четвертый этап — на осенние поездки — и появился», — рассказал президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.
Туристическая активность на Ставрополье в основном сосредоточена в городах Кавминвод, поближе к санаториям. Около 80% приезжих ежемесячно отправляются на отдых в города-курорты Кавминвод.
До пандемии на Ставрополье приезжали около 1,5 миллиона туристов ежегодно. Ограничения в связи с коронавирусом снизили турпоток в 3 раза.
По понятным причинам, связанным с коронавирусом, в апреле–июне прошлого года туристов в регионе почти не было. Только за первое полугодие текущего года в регион приехали более полумилилона туристов — столько же, сколько за весь прошедший пандемийный год.
В текущем сезоне туристический бизнес имеет шансы восстановиться. Приток туристов за первое полугодие, по данным официальной статистики, не только вернулся к допандемийному уровню, но и превысил его на 11%.
В ближайшие 10 лет региональные власти планируют увеличить турпоток до 5 миллионов человек. Для этих целей за последние пять лет в курортные города вложили более 230 миллиардов рублей за счет бюджета.
Вариантов отдыха для приезжающих в край туристов довольно много. Министерство туризма Ставропольского края выделяет 7 основных туристических форматов: экологический, этнографический, лечебно-оздоровительный, промышленный, спортивно-экстремальный, детский и даже сельский туризм.
Туристам показывают исторические места (сосредоточенные в основном в городах Кавминвод), этнические деревни, стоянки кочевых народов, проводят пешими тропами по территории заказников, оздоравливают в санаториях.
При всем разнообразии туристических форматов обороты рынка растут довольно медленно. Общая прибыль турфирм на Ставрополье выросла за последние пять лет на 12% (+22 миллиона рублей) и в 2020 году составила 170 миллионов рублей. В то же время инфляция, только по официальным данным, увеличивалась каждый год в среднем почти на 4%.
В крае зарегистрировано более 660 организаций в сфере туристических услуг. Шестая часть турфирм либо уже ликвидированы, либо находятся на стадии ликвидации.