Posted 6 августа 2021, 07:07
Published 6 августа 2021, 07:07
Modified 16 октября 2022, 19:13
Updated 16 октября 2022, 19:13
Обороты рынка коммерческих грузоперевозок в России составляют порядка 800 миллиардов рублей. Такой оборот зафиксирован в минувшем году. По всей стране перевезли около 1,4 миллиарда тонн товаров.
Несмотря на пандемию, обороты сократились всего на 2%, по сведениям издания «Бизнес-Вектор».
Перевозчики наблюдают рассредоточение рынка — в последние годы доставку грузов из регионов России заказывают все чаще, чем из столицы.
«Перевозки между городами-миллионниками — это самые востребованные направления. Со временем фокус смещается в сторону регионов. Раньше порядка 70% грузоперевозок всех было из Москвы и Санкт-Петербурга. Сейчас это уже меньше, чем 50%», — рассказал совладелец компании ПЭК Вадим Филатов.
По его оценкам, из всех регионов быстрее всех направлений растет активность на Дальнем Востоке.
Рассредоточение рынка — одно из следствий глобальной перестройки всей отрасли. Всплеск онлайн-торговли, по оценкам экспертов, помог малым предприятиям в сфере грузоперевозок.
«Малые и средние компании проявили себя очень неплохо в период пандемии, когда все в интернете стали приобретать. Что такое перевозить интернет-торговлю? Это сборные грузы. И вот большая часть таких сборных грузов пришлась на малые компании, на их автомобильный транспорт», —отметил президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.
По всей стране колесят около 3,5 миллионов грузовиков, на которых работают около 60 тысяч транспортных компаний. Из них около 30% — это крупный и средний бизнес. Остальные 70% игроков рынка относятся к малому предпринимательству.
На Ставрополье рынок грузоперевозок, судя по налоговой отчетности, слабо развивается.
В Ставропольском крае порядка 240 предпринимателей занимаются грузоперевозками. Еще около сотни предприятий ликвидированы либо находятся на стадии ликвидации.
За последние 5 лет прирост чистой прибыли составил порядка 12% (15 миллионов рублей). По данным прошлогодней отчетности, общая прибыль ставропольских грузоперевозчиков не превышала 143 миллионов рублей.
Характерно, что свыше 75% предпринимателей предоставляют самый простой вариант услуг по грузоперевозке — не специализированным автотранспортом, а на обычных грузовиках. В основном такой транспорт используется для перевозки урожая с полей, стройматериалов и полезных ископаемых.
Этот сектор наравне с квартирными переездами по большей части остается в тени, считают эксперты.
По оценкам экспертов, рынок грузоперевозок в очень большой степени зависит от малых предпринимателей. Однако их доходы менее прозрачны по сравнению с крупным бизнесом. Поэтому власти планируют бороться с неучтенными серыми доходами таких бизнесменов.
Чтобы справиться с теневым оборотом в сфере грузоперевозок, правительство пытается вводить новые стандарты отчетности. В минувшем году крупные компании в качестве эксперимента перевели на электронные накладные.
«Это эксперимент. Он себя зарекомендовал позитивно. Естественно, он будет внедрён в обязательном порядке. Всех заставят таким образом оформлять все документы. Всё прозрачно. Вы в электронном виде видите и налоговая служба может посмотреть. Вот они путевые листы, значит должна быть начислена вот такая зарплата. Никто ни в какие серые схемы не пойдёт. Потом и по грузам, кто куда поставлял и какие грузы», — рассказал президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.