Posted 20 мая 2021, 11:24
Published 20 мая 2021, 11:24
Modified 16 октября 2022, 19:01
Updated 16 октября 2022, 19:01
Биодобавки принимает только 16% россиян. Регулярных потребителей еще меньше — около 3%. Для сравнения, в Японии 90% населения принимают биодобавки — этой лучший показатель среди стран мира. На втором месте Индия с долей потребления 75%.
Отечественный рынок, по мнению экспертов, постепенно развивается.
«Все уже разбираются, что биологические добавки — они поэтому и называются добавками, что они к пище добавляются, чтобы была лучше усвояемость, появились в организме минералы, витамины», — отметил президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.
Видео: "Бизнес-вектор" РБК
По статистике, чаще всего россиян интересуют общеукрепляющие БАДы. За ними следуют добавки для улучшения пищеварения. В первую пятерку также входят БАДы для успокоения нервной системы, благотворно влияющие на репродуктивные функции и препараты для укрепления костей. На остальные активные добавки приходится меньше 25% рынка.
Росту рынка должен поспособствовать интернет. С начала текущего года в России сняли запрет на онлайн-продажу биодобавок. Для расширения продаж не хватает только понятных правил электронной торговли.
«У нас единых правил-то нет по тому, как вести интернет-торговлю, чтобы обезопасить людей, чтобы им подделку не подсовывали, чтобы им не давали опасные какие-то продукты под видом БАД. Мне кажется путь такой достаточно реальный — вести эту интернет-торговлю через лицензируемые аптечные сети», — объяснил Катырин.
Объемы российского рынка производства биологически активных добавок (БАД) по итогам прошлого года около 74 миллиардов рублей. В период пандемии рынок вырос примерно на 17%, по информации издания «Бизнес-Вектор».
Однако, по наблюдениям фармацевтических компаний, коронавирус существенно не повлиял на общую картину. Повышенный риск заболеть лишь ненадолго заставил россиян обратить внимание на укрепление организма с помощью биодобавок.
В самом начале пандемии, в марте прошлого года, продажи БАДов резко подскочили (на 20%), но спрос продержался недолго. Уже в апреле объемы продаж сократились еще больше (-23%). На дистанции в 12 месяцев рынок в России показал снижение более чем на 2%.
Таковы данные маркетингового агентства DSM Group, которое отслеживает аптечный рынок БАДов в России. Согласно этим данным, доля аптечных продаж на рынке биодобавок очень небольшая — обороты за прошедший год превысили 6 миллиардов рублей (то есть около 8% рынка).
Среди производителей в России лидирует отечественная компания «Эвалар», которая занимает 16%-17% российского рынка. В феврале продажи превысили 1,1 миллиард рублей. Однако российские производители признают, что постепенно отступают перед натиском импорта.
«Если пять лет назад это был рынок российского производителя. Доминирующая доля была у российского бизнеса. То теперь мы видим, что расстановка сил несколько меняется, и на этот рынок заходят зарубежные компании», — рассказала председатель совета директоров компании «Эвалар» Наталия Прокопьева.
На втором месте по продажам в России — американская компания Solgar Vitamin and Herb с долей рынка около 8%. На третьем месте — канадский производитель PharmaMed с долей около 5,5%.
Рентабельность производства БАД в России невысока — около 5-10%, это средний показатель для производственной сферы.
В структуре затрат производителей БАД меньше 50% занимает стоимость сырья. Еще около 25% уходит на зарплаты сотрудников. На уплату налогов уходит еще около 20% затрат. Остальное — прочие производственные расходы.
В нынешнем году положение производителей БАДов усложнил эксперимент по маркировке. Маркировку запускают для борьбы с фальсификатом и бесполезными добавками. Сами участники рынка считают чипирование своей продукции излишней мерой — якобы в России не выпускают поддельные биодобавки. При этом цены могут вырасти.
«Стоимость этой контрольной метки — 50 рублей. Для сложной какой-то продукции — это не сумма, которая серьезно влияет на стоимость. Для 150-рублевой упаковки каких-нибудь там добавок 50 рублей — это возрастание стоимости на четверть. Надо понимать, а стоит ли овчинка выделки, стоит ли таким образом этот рынок регулировать?» — отметил Сергей Катырин.
На фоне этих нововведений в Ставропольском крае, по данным «Спарк-Интерфакс», исчез последний производитель биодобавок. До недавнего времени в этой нише работала только одна компания — ООО «Биобактон», которая выпускала «пробиотик, восстанавливающий микрофлору кишечника».
Производство было запущено еще в 2009 году, но биодобавками занялись не сразу. По данным портала госзакупок, за десятилетие своей работы компания занималась поставками зубочисток, поставляла чистящие средства, выпускала коробки, этикетки для ампул, подгузники — все в сотрудничестве с Минздравом России и другими бюджетными организациями.
В последние пять лет дела у компании шли все хуже. Если в 2016 году предприятие показало чистую прибыль свыше 13 миллионов рублей, то в последние годы прибыль снижалась до 1 миллиона, в 2018 году предприятие даже становилось убыточным. Телефоны компании недоступны, сайт не работает, а главное — порошок «Биобактон-К» исчез с прилавков.