Добавки не будет. На Ставрополье перестали выпускать БАДы

Аналитика
Добавки не будет. На Ставрополье перестали выпускать БАДы
Добавки не будет. На Ставрополье перестали выпускать БАДы
20 мая, 14:24Фото: "Бизнес вектор"
Россияне заметно отстают от развитых стран по объемам потребления биодобавок. За чей счет фармацевтические компании планируют расширять свой бизнес в России, разбирался NewsTracker.

Виртуальное расширение рынка

Биодобавки принимает только 16% россиян. Регулярных потребителей еще меньше — около 3%. Для сравнения, в Японии 90% населения принимают биодобавки — этой лучший показатель среди стран мира. На втором месте Индия с долей потребления 75%.

Отечественный рынок, по мнению экспертов, постепенно развивается.

«Все уже разбираются, что биологические добавки — они поэтому и называются добавками, что они к пище добавляются, чтобы была лучше усвояемость, появились в организме минералы, витамины», — отметил президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Видео: "Бизнес-вектор" РБК

По статистике, чаще всего россиян интересуют общеукрепляющие БАДы. За ними следуют добавки для улучшения пищеварения. В первую пятерку также входят БАДы для успокоения нервной системы, благотворно влияющие на репродуктивные функции и препараты для укрепления костей. На остальные активные добавки приходится меньше 25% рынка.

Росту рынка должен поспособствовать интернет. С начала текущего года в России сняли запрет на онлайн-продажу биодобавок. Для расширения продаж не хватает только понятных правил электронной торговли.

«У нас единых правил-то нет по тому, как вести интернет-торговлю, чтобы обезопасить людей, чтобы им подделку не подсовывали, чтобы им не давали опасные какие-то продукты под видом БАД. Мне кажется путь такой достаточно реальный — вести эту интернет-торговлю через лицензируемые аптечные сети», — объяснил Катырин.

Не помогла даже пандемия

Объемы российского рынка производства биологически активных добавок (БАД) по итогам прошлого года около 74 миллиардов рублей. В период пандемии рынок вырос примерно на 17%, по информации издания «Бизнес-Вектор».

Фото:pixabay.com

Однако, по наблюдениям фармацевтических компаний, коронавирус существенно не повлиял на общую картину. Повышенный риск заболеть лишь ненадолго заставил россиян обратить внимание на укрепление организма с помощью биодобавок.

В самом начале пандемии, в марте прошлого года, продажи БАДов резко подскочили (на 20%), но спрос продержался недолго. Уже в апреле объемы продаж сократились еще больше (-23%). На дистанции в 12 месяцев рынок в России показал снижение более чем на 2%.

Таковы данные маркетингового агентства DSM Group, которое отслеживает аптечный рынок БАДов в России. Согласно этим данным, доля аптечных продаж на рынке биодобавок очень небольшая — обороты за прошедший год превысили 6 миллиардов рублей (то есть около 8% рынка).

Фото:"Бизнес вектор"

Отступление перед импортом

Среди производителей в России лидирует отечественная компания «Эвалар», которая занимает 16%-17% российского рынка. В феврале продажи превысили 1,1 миллиард рублей. Однако российские производители признают, что постепенно отступают перед натиском импорта.

«Если пять лет назад это был рынок российского производителя. Доминирующая доля была у российского бизнеса. То теперь мы видим, что расстановка сил несколько меняется, и на этот рынок заходят зарубежные компании», — рассказала председатель совета директоров компании «Эвалар» Наталия Прокопьева.

На втором месте по продажам в России — американская компания Solgar Vitamin and Herb с долей рынка около 8%. На третьем месте — канадский производитель PharmaMed с долей около 5,5%.

Последний пробиотик

Рентабельность производства БАД в России невысока — около 5-10%, это средний показатель для производственной сферы.

В структуре затрат производителей БАД меньше 50% занимает стоимость сырья. Еще около 25% уходит на зарплаты сотрудников. На уплату налогов уходит еще около 20% затрат. Остальное — прочие производственные расходы.

Фото:"Бизнес вектор"

В нынешнем году положение производителей БАДов усложнил эксперимент по маркировке. Маркировку запускают для борьбы с фальсификатом и бесполезными добавками. Сами участники рынка считают чипирование своей продукции излишней мерой — якобы в России не выпускают поддельные биодобавки. При этом цены могут вырасти.

«Стоимость этой контрольной метки — 50 рублей. Для сложной какой-то продукции — это не сумма, которая серьезно влияет на стоимость. Для 150-рублевой упаковки каких-нибудь там добавок 50 рублей — это возрастание стоимости на четверть. Надо понимать, а стоит ли овчинка выделки, стоит ли таким образом этот рынок регулировать?» — отметил Сергей Катырин.

На фоне этих нововведений в Ставропольском крае, по данным «Спарк-Интерфакс», исчез последний производитель биодобавок. До недавнего времени в этой нише работала только одна компания — ООО «Биобактон», которая выпускала «пробиотик, восстанавливающий микрофлору кишечника».

Фото:"Бизнес вектор"

Производство было запущено еще в 2009 году, но биодобавками занялись не сразу. По данным портала госзакупок, за десятилетие своей работы компания занималась поставками зубочисток, поставляла чистящие средства, выпускала коробки, этикетки для ампул, подгузники — все в сотрудничестве с Минздравом России и другими бюджетными организациями.

В последние пять лет дела у компании шли все хуже. Если в 2016 году предприятие показало чистую прибыль свыше 13 миллионов рублей, то в последние годы прибыль снижалась до 1 миллиона, в 2018 году предприятие даже становилось убыточным. Телефоны компании недоступны, сайт не работает, а главное — порошок «Биобактон-К» исчез с прилавков.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter