Posted 9 августа 2020, 18:04
Published 9 августа 2020, 18:04
Modified 16 октября 2022, 18:37
Updated 16 октября 2022, 18:37
Чаще всего жалобы предпринимателей связаны с отклонением заявок на участие в аукционе. А вот тяжесть нарушений в каждом случае изучала антимонопольная служба. И чаще всего сомнительные тендеры в сфере благоустройства и ремонта систем ЖКХ в этом году были связаны с городом Ессентуки и его пригородом.
Показательна история с тендером на реконструкцию. В станице Ессентукской еще до начала карантина решили отремонтировать аллею по улице Набережной. Стоимость работы оценили в 30 миллионов рублей.
Аукцион вызвал множество вопросов, которые могли бы свидетельствовать о намеренных нарушениях в документах. Недовольными остались только компании, которые не прошли конкурс. Некоторые даже не смогли зарегистрироваться в качестве участника торгов. В очередной раз возникли претензии к форматированию документа, которое попросту затрудняет работу с текстом и усложняет задачу предпринимателю, который хочет участвовать в аукционе.
«УФАС неоднократно выдавало предписания и выносило решения о том, что требования заказчика должны быть в копируемой форме, однако, как мы видим выше, заказчик в обход этих самых решений и предписаний выложил таблицы, текст в которых копируется, но в итоге мы видим переносы и между прочим сама таблица не копируется. Данное действие заказчика существенно усложняет работу участников закупки, поскольку для того, чтобы привести этот текст в соответствующий вид, нужно потратить кучу времени, а мы уверены, что, если предоставить заявку в таком виде как выглядит после копирования ТЗ, заказчик отклонит заявку», — пишет в своей жалобе представитель компании ООО «ТехноСтройАльянс», которая не прошла в число участников аукциона.
На эту деталь проверяющие антимонопольной службы внимания не обратили. Зато нашли другие серьезные нарушения. Оказалось, что заказчик не определил единую форму подачи заявки и получал возможность выбрать подрядчика на свое усмотрение.
Обнаружились фантастические пожелания по характеристикам материала. Например, шероховатость строительной древесины и устойчивость бетона к изгибам. Как заявляет предприятие, с заявленной точностью подобные характеристики возможно установить только в лабораторных условиях после завершения работ.
В результате тендер выиграл мелкий предприниматель, который сбил цену на четверть — до 22 миллиона рублей. Не жаловался только победитель Мурат Казанов. У него не возникло вопросов, которые задавали остальные претенденты на участие в аукционе: о проблемах с форматированием документов закупки, об излишней точности в техзадании заказчика (обычно это может быть признаком незаконных договоренностей с будущим подрядчиком за пределами торгов).
Подобные детали в документации госазкупок часто становятся камнем преткновения. Например, в мае правительство Ставрополья объявило о закупке канализационных труб на сумму более 48 миллионов рублей. На бюджетные деньги министерство ЖКХ Ставропольского края закупило канализационные трубы длиной более 7,8 километров вместе с необходимой фурнитурой.
Заказчик указал, что трубы должны быть устойчивыми к определенным температурам (от 300 градусов по Цельсию). Сегменты труб — по 5 метров. И еще множество технических деталей, которые определяют внешний вид и свойства материала. Иногда такие подробности вызывают подозрения у потенциальных участников торгов.
С жалобой на лишние подробности в техническом задании обратилась компания ООО «Сигма-Спецторг».
«Заказчик не вправе требовать от участника, чтобы тот описывал в своей заявке химический состав товара, показатели технологии его производства, а также параметры, которые станут известны при испытании готовой партии товара», — отметили представители предприятия в своей жалобе. Они ссылались на разъяснения Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы.
Но проверка антимонопольщиков не дала результатов. Жалобу предпринимателя на отклонение его заявки признали необоснованной. В этом случае антимонопольщики встали на сторону заказчика, посчитав, что «избыточная» точность в характеристиках в данном случае необходима.
«Более точное определение объекта закупки является объективной потребностью заказчика, исключающее поставку товара, не соответствующих нуждам заказчикам… Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств», — сказано в решении ФАС.
Реконструкция путепровода на улице Гагарина в Невинномысске тоже не обошлась без подобных претензий со стороны заказчика. В марте–апреле администрация Невинномысска объявила о поиске подрядчика для строительного контроля на строительстве моста и дороги. Стоимость контракта оценивалась в 11 миллионов рублей.
С жалобой обратилась компания ООО «Маккой». При розыгрыше контракта конкурсная комиссия среди прочих параметров оценивала опыт кандидатов. Именно по этому параметру компании «Маккой» понизили оценку.
Компания предоставила копии 18 госконтрактов, которыми ее специалисты занимались в прошлом. Но некоторые документы, подтверждающие участие в других проектах, конкурсная комиссия просто не приняла. Основанием стал якобы не полный пакет документов по отдельным проектам. В результате конкурсная комиссия учитывала только 7 проектов. Этого, по мнению бизнесменов, достаточно, чтобы подозревать заказчика в сговоре с победителем аукциона.
«Мы в действиях муниципального заказчика усматриваем коррупционную составляющую, подозреваем „сговор“ с победителем торгов — ООО „Стройдорконтроль“», — отметили представители компании в своей жалобе.
Официально эти подозрения не подтвердили. По результатам проверки антимонопольной службы даже не стали выносить серьезных предписаний администрации. ФАС порекомендовала заявителю судиться с заказчиком, чтобы доказать сговор.