Posted 2 августа 2020, 12:03
Published 2 августа 2020, 12:03
Modified 16 октября 2022, 18:36
Updated 16 октября 2022, 18:36
Идею о повышении налоговой ставки Владимир Путин высказал в своем телеобращении к стране 8 июля. С нового года должна вырасти ставка налога на доходы физических лиц больше 5 миллионов рублей в год. Чтобы иметь такой доход, в месяц нужно зарабатывать более 416 тысяч рублей.
Ставка НДФЛ вырастет с 13% до 15% на все доходы свыше 5 миллионов рублей. Дополнительные сборы ожидаются в размере 60 миллиардов рублей в год, заявил Путин. Еще немаловажно, что все эти дополнительные налоговые сборы с богачей, по словам президента, пойдут на вполне конкретные цели — на лечение детей с тяжелыми, редкими заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации, на проведение высокотехнологичных операций.
На запуск прогрессивной шкалы налогообложения у федерального правительства полгода. Разработать документ, который позволит увеличить ставку, федеральному правительству поручено до 24 июля. Ответственным за исполнение этого поручения назначен сам председатель кабмина Михаил Мишустин. Однако информации о подготовленном законопроекте до сих пор нет.
Отсутствие проработанного законопроекта в свою очередь пока не позволяет делать точные прогнозы по росту налоговой базы.
Точных данных о том, сколько миллионеров в Ставропольском крае, тоже пока нет. Самая свежая статистика Федеральной налоговой службы — двухлетней давности.
В 2018 году в крае насчитывалось 9428 человек с доходами свыше 1 миллиона рублей. Более 100 миллионов рублей годового дохода задекларировали 96 человек. Среди них — трое миллиардеров. Их число не менялось как минимум с 2017 года.
Население Ставропольского края — около 2,8 миллиона человек. Налоги платят меньше половины — более 954 тысяч человек, по последним данным ФНС за прошедший год. Общий задекларированный доход физлиц в крае за этот период — более 255,7 миллиарда рублей. Выходит, что средний чистый доход среди населения Ставрополья — 267,8 тысячи рублей в год (или 22,3 тысячи рублей в месяц).
То есть доля миллионеров, проживающих на Ставрополье, около 0,99% от всех налогоплательщиков. Но еще меньше тех, кто станет платить повышенную ставку.
Скольких миллионеров на Ставрополье коснется повышение ставки, сказать сложно. У налоговой нет данных о том, сколько в крае самых бедных миллионеров с доходами меньше 5 миллионов рублей в год. Такую статистику налоговики пока отказываются предоставить, ссылаясь на то, что законопроект о дифференцированном повышении ставки еще не принят.
По некоторым оценкам, повышенная ставка затронет порядка 60% всех ставропольских миллионеров, то есть около 5,6 тысячи человек.
Росстат тоже не располагает подробными данными о сверхдоходах жителей Ставрополья. Официальную статистику интересует среднестатистические гражданине — с зарплатами от 7 до 60 тысяч рублей в месяц. Богачей, преодолевших верхнюю планку Северо-Кавказстата, в крае насчитывается около 4,5 тысяч человек.
Ставропольские миллионеры и миллионеры в столице — люди из разных сфер деятельности. Если на Ставрополье в миллионеры в основном выбиваются руководители филиалов крупных корпораций, то в Москве миллионные заработки могут иметь также сотрудники иностранных компаний.
«На региональном уровне у нас вряд ли есть простые сотрудники с таким доходом. Миллионеры — это топ-менеджмент государственных и негосударственных структур. У нас и “Газпром” присутствует, и прочие подобные организации. Как правило, [миллионеры] — это руководители высшего звена. Если говорить про Москву и Санкт-Петербург, там с такими доходами есть средний персонал, который работает в иностранных компаниях. Поэтому на региональном уровне не сильно заметно будет», — считает коммерческий директор ООО «Крайналогсервис.26» Сергей Несмелов.
Для таких людей увеличение ставки, по мнению аналитиков, не станет существенным поводом для недовольства.
«Таких людей, у которых сумма будет превышать 5 миллионов рублей не так много. Тем более, это будет повышенная ставка на доходы свыше 5 миллионов рублей. Не вижу никакой трагедии для этих людей, никуда они не сбегут и работу не бросят. Потому что в Ставрополе найти работу на 50 тысяч в месяц уже большой успех. А уж с такими зарплатами…» — считает сопредседатель регионального отделения «Опоры России» Павле Мрвалевич.
Возмущения элит, по его мнению, ждать не стоит, поскольку ставропольские миллионеры — руководители больших производственных коллективов — воочию наблюдают огромный разрыв между своими доходами и зарплатами своих подчиненных.
«Думаю, если это крупные менеджеры, крупные руководители своих предприятий, они прекрасно знают, какое положение дел у них на предприятии — сколько у них получает простой слесарь, уборщица, водитель. Простому сотруднику его предприятия нужно работать 4 года, чтобы он просто получил столько же, сколько зарабатывает руководитель в месяц. Они все это прекрасно понимают. И я не думаю, что [повышение ставки НДФЛ] вызовет какое-то возмущение нашей элиты. Они прекрасно понимают, что что-то нужно делать с уровнем заработной платы, потому что разброс очень большой. Такого быть не должно», — считает Мрвалевич.
Чтобы ответить, зачем федеральному правительству понадобилась такая непопулярная мера именно сейчас, в период кризиса, нужно понимать, на какие политические дивиденды рассчитывают власти.
Инициативу Путина аналитики связывают именно с социальным разрывом между бедными и богатыми. По их мнению, власти услышали запрос населения на социальную справедливость.
«Сейчас запрос общества на справедливость достаточно высокий. Власть будет сильнее откликаться на него ближе к выборам. Поэтому то, что делается сейчас, вполне уместно», — отметил Мрвалевич.
Более гибкий подход к распределению налоговой нагрузки между богатыми и бедными требовался давно. Дифференциацию аналитики считают более справедливой в условиях существенного разрыва между доходами федерального центра и регионов. И не только в налоговой политике, но и в других сферах жизни.
«Нужно понимать, что справедливость и равенство — это разные вещи. Общество у нас разное — люди с разными доходами, территории с разным социальным уровнем. Поэтому нужна дифференциация. Должны быть коэффициенты, я считаю, даже на автомобильные штрафы. Для Москвы и Петербурга размер штрафа должен быть установлен базовый, а для регионов должен применяться понижающий коэффициент», — отметил Мрвалевич.
Но инициатива имеет скорее политические, чем экономические цели. Ее эффективность с точки зрения финансовой политики незначительна, по мнению экспертов. Реальный вклад в экономику 60 миллиардов рублей, на которые рассчитывает правительство, внести не могут.
«Это некие популистские шаги, которые большого финансового результата иметь не будут. Но с точки зрения большей массы населения это шаги к выравниваю доходов, отчислений в пользу государства и восстановления справедливости», — считает Сергей Несмелов.
В регионах, по его мнению, прирост сборов будет не существенным, поскольку основная масса капитала сосредоточена в столице.
«На региональном уровне это не сильно заметно будет», — отметил Несмелов.
Еще один вопрос для прогнозирования развития ситуации — можно ли считать повышение ставки стартом для прогрессивной шкалы налогообложения, которую Путин отменил еще в свой первый президентский срок в 2001 году. Тогда и появилась единая на всех ставка 13%.
Косвенно Путин подтвердил в своем обращении, что прогрессивная шкала возвращается. Он попытался объяснить, зачем почти 20 лет назад бедных уравняли с богатыми по налоговой нагрузке.
«С 2001 года у нас действует плоская шкала налога на доходы физических лиц. И ее введение в свое время позволило вывести зарплаты и доходы из тени, упростить, сделать понятным налоговое администрирование. То, что граждане с разным уровнем доходов платят налог одинаково, по одной ставке в 13%, на первый взгляд, выглядит даже несправедливым. Однако если учесть, что после введения плоской шкалы НДФЛ собираемость налога увеличилась, причем увеличилась значительно, и государство получило возможность направлять эти дополнительные средства на решение социальных задач, то станет ясно, что справедливость здесь абсолютно ни при чем», — объяснил президент.
Насколько масштабные изменения ждут налоговую систему, по мнению экспертов, будет зависеть от эффективности этого первого шага — по повышению налоговой ставки. От того, на сколько увеличатся сборы. В случае успеха, по словам аналитиков, можно ожидать, что прогрессивная шкала будет развиваться, может увеличиться разнообразие коэффициентов для разных уровней доходов.
«Если динамика будет положительная, думаю, через год можно ждать следующего шага. То есть те, кто зарабатывает много, будут платить государству в виде налогов больше тех, кто зарабатывает мало. Если этот первый шаг приведет к положительным результатам», — считает Несмелов.
В противном случае, по его мнению, ставка в 15% останется единственной переменной, на которую пойдет правительство. По крайней мере, до новых президентских выборов 2024 года.
«Если этого не произойдет… Надо понимать, что это сказывается на сфере социальной политики. Есть сегодня напряженность в этой сфере. Поэтому, если положительной динамики не будет, то раньше 2024 года (год выборов) ничего в этом направлении больше сделано не будет, учитывая сопротивление министерства финансов», — отметил Несмелов.