Posted 8 августа 2020, 10:20
Published 8 августа 2020, 10:20
Modified 16 октября 2022, 18:37
Updated 16 октября 2022, 18:37
Почти тысяча уничтоженных предприятий
Ситуация с распространением коронавирусноинфекции COVID-19 в Ставропольском крае остается непростой: по состоянию на 8 августа в регионе заболели 9136 человек, выздоровели 6321 пациента. Жертвами коронавируса стали 174 человека.
Помимо здравоохранения, тяжелая ситуация в экономике. Это связано с введением еще весной профилактических ограничительных мер, сильно ударивших по бизнесу. Ранее NewsTracker рассказывал о проблемах, с которыми столкнулся бизнес в разгар ограничительных мероприятий и в момент постепенного снятия ограничений. В данный момент, несмотря на то, что многие из запретов уже сняты и бизнес работает около одного-полутора месяцев, ситуация продолжает оставаться достаточно напряженной.
С 1 апреля по 4 августа общее количество самоликвидировавшихся предприятий Ставропольского края достигло 943, согласно данным в открытых источниках. В основном их деятельность связана с оптовой (чаще всего зерном, лесоматериалами и стройматериалами) и розничной торговлей (в основном, продуктами питания), однако есть и производственники, и научные организации, и агентства недвижимости.
Легальный бизнес
Владелица магазинов «Пузатый Чайник» Елена ранее рассказала, что разные арендодатели в период кризиса по-разному отнеслись к предпринимателям.
«Нам разрешили работать легально, при этом на текущей неделе наш магазин в ЦУМе окончательно закрылся и остался всего один – в «Космосе», где в период закрытия с предпринимателей взимали плату только за коммунальные услуги и охрану. При этом сокращать штат не пришлось, обе девушки остались у меня работать, но из-за сокращения числа магазинов им приходится работать меньше: если раньше они работали полноценный месяц, то сейчас по половине», – рассказала собеседница.
На чрезмерные проверки она не жалуется.
«У нас не было ни одной проверки, администрация «Космоса» чрезвычайно щепетильно относится к соблюдению мер безопасности, поэтому у нас есть наклейки на стекле, предупреждающие, продавщицы в масках и перчатках. Однако есть проблема: очень сложно объяснить людям, что им что-то нельзя. Например, у меня маленькая площадь магазина, всего 10 квадратных метров, и на входе висит просьба к покупателям не находиться в помещении больше трех человек. Но люди могут на нее посмотреть и зайти втроем. Мы просим выйти, но, по факту, они-то вошли, есть нарушение и в случае чего крайними окажемся мы», – сообщила Елена.
Прогнозы по возвращению на прежний уровень пока делать сложно.
«Выйти на докризисные обороты мы, естественно, пока не смогли, прежде всего потому, что магазин теперь один. При этом этот июнь показал даже больший оборот, чем прошлогодний, но это потому, что у нас фактически не осталось конкурентов. Однако уже в июле был явный спад, каким же будет август – пока говорить сложно. Несмотря на отсутствие конкурентов, мы не рассчитываем, что у нас будут сверхдоходы. Впрочем, мы надеемся на «наш» сезон и на дополнительные заказы», – отметила предприниматель.
На рынках Ставрополья ситуация разная. Ранее сообщалось, что каждый рынок на Ставрополье решил взимать деньги со своих арендаторов по-своему. Особое возмущение ранее высказывали люди, торгующие на рынке по улице Тухачевского. По их словам, там администрация сообщила, что они в любом случае должны оплатить в рассрочку время вынужденного простоя.
«Сейчас мы работаем с момента, когда официально открыли рынок, но вернуться к докризисному обороту не удалось. Нам нужно несколько месяцев на восстановление, потому что новый сезонный товар закуплен не был, а старый потерял актуальность. Суммы за аренду, налоги и коммунальные услуги все это время копились, следовательно, появились немалые долги. Выплаты для поддержки предпринимателей, конечно, помогли, хотя не покрыли и 20 процентов появившихся долгов», – рассказали люди.
При этом штрафовать арендаторов администрация не забывает.
«Мешает, что при проходимости некоторых магазинов 2-3 человека за весь рабочий день, на жаре в 35 градусов нужно всегда сидеть в маске, не снимая. А проверки работают налетами, фотографируют продавца без маски в пустом магазине и выписывают штрафы. Само собой, если магазин реально многолюдный, то маска нужна», – сообщили предприниматели.
Единственной помощью, которую может оказать власть, по их словам – оставить в покое малый бизнес.
«Просто отстаньте от мелкого предпринимателя и оставьте нас в покое, мы сами восстановимся и будем нормально работать. За несколько лет власть под видом «поддержки предпринимательства» ежемесячно выпускала кучу новых законов: то кассовые аппараты, то чипы, то электронные подписи, даже в книге в уголке покупателя меняли по паре строк, что требовало полной их замены и новых подписей в уголке покупателя. Отменялось и заново применялось столько законов, которые убивали все возможные доходы и требовали только постоянных расходов, а «вишенкой на торте» являются бесчисленные проверки на выполнение этих новых законов», – жалуются люди.
Полулегальный бизнес
Владелец ресторана крафтового пива в центре Ставрополя Дмитрий открылся недавно.
«Работаем полулегально чуть больше месяца, так как объявления об открытии всего общепита не было. Но мы спокойно проводим покупки через кассу, отчисляем налоги, то есть о нас знают, но не трогают. Позиция краевых властей уважения не вызывает, но и отторжения тоже, так как она понятна: не будем ничего запрещать, никого «прессовать», но ответственность за какие-либо последствия тоже не возьмем», – рассказывает бизнесмен.
Помогает то, что поставщики идут навстречу.
«К прежним оборотам мы еще не вышли, потому что я до сих пор выплачиваю долги поставщикам, к прежним объемам планирую выйти к октябрю. Хорошо, что я зарекомендовал себя как надежный контрагент, поэтому поставщики пошли на встречу, и выделили продукцию для реализации в долг, чтоб я мог начать работать. Три федеральных выплаты немного помогли, они пошли на выплату долгов и налогов. Моя ситуация еще не самая плохая, например, у моих друзей-крупных рестораторов миллионные долги, но они тоже смогли найти силы открыться. Не каждый человек сможет это вынести морально», – сообщил Дмитрий.
Он предупреждает, что повторное закрытие убьет еще больше заведений общепита.
«Открытие ресторана требует от 10% от всех средств, которые ушли на ремонт, документы, оборудование, иногда сумма сопоставима со 100%. И когда ресторан закрываешь, а потом открываешь, как в этом случае, то необходима дополнительная сумма. По статистике уже около 30% рестораторов не смогли открыться, и если грянет второе закрытие, то очень многие не потянут еще одно открытие. Что нам надо – не мешать, бизнес сам справится», – подчеркнул бизнесмен.
Без «прямых» денег – никак
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае Кирилл Кузьмин отмечает, что предприниматели выходят из кризиса тяжело и прогнозы строить очень сложно.
«Прогнозы по развитию строить не готов, потому что дальнейшая эпидемиологическая ситуация совершенно непредсказуема. Люди потеряли много денег, у некоторых за несколько месяцев падение составило 90%. А на субсидию могло претендовать только около 30% предпринимателей.
«Лечить» же бизнес имеет смысл комплексно.
«Есть отрасли, которые пострадали сильнее, есть слабее, надо смотреть на это. Максимально эффективной мерой поддержки могут стать только прямые деньги. А в идеале стоит применять меры комплексно: и «налоговые каникулы», и доплаты денег, потому что налоги – это выплата с заработка, но его нет. Возможно, есть смысл привязать меру поддержки к конкретному предпринимателю, который показывает, какое у него было падение выручки и получает ту либо иную меру господдержки», – указал собеседник.
Максимально эффективную помощь может оказать сейчас лишь федеральный центр.
«Если говорить о поддержке, то, прежде всего, о федеральной, потому что все основные ресурсы концентрируются в Москве. То есть НДС, например, – это федеральный налог, значительная часть других платежей уходит туда же. Поэтому помощь должна быть оттуда», – считает Кузьмин.
Интересно, что, несмотря на снижение количества проверок, легче бизнесу не стало.
«В условиях пандемии на улицу меньше стали выходить не только предприниматели, но и проверяющие органы, поэтому количество проверок снизилось. Но это совершенно не значит, что снизилось давление, потому что помимо проверок есть другие способы воздействовать на предпринимателей, которыми как пользовались многие органы, так и пользуются», – рассказал эксперт.