«Для имиджа власти»: жители Ставрополя хотят запретить стройку развязки в Конституции

7 марта 2020, 17:23
Противники строительства развязки в Ставрополе предложили закрепить в Конституции РФ запрет на подобные действия без согласия граждан и экспертизы. Смогут ли они переломить навязчивое желание дорогостоящего проекта у городских властей – разбирался NewsTracker.

Запретить самовольство чиновников в Конституции РФ

Ранее власти Ставрополя заявили о намерении построить на перекрестке Ленина-Кулакова многоуровневую развязку стоимостью в 4 миллиарда рублей. Идея вызвала возмущение у ряда граждан, которым не понравились «процедура публичных слушаний с нарушениями, демонстрация рендеров развязки, которые не имеют отношения к реальности, и озвучивание бюджетов до разработки самого проекта развязки». В Интернете появилось обращение против строительства развязки на западе Ставрополя. Авторы потребовали провести всестороннюю экспертизу.

Когда накал страстей достиг пика, глава города Андрей Джатдоев записал видеообращение, которое выложил в своем Инстаграм-аккаунте. В нем мэр сравнил протест противников развязки с попытками организовать в городе парад ЛГБТ.

«Вчера увидел в интернете, что кто-то против чего-то петицию составил. Подумал: «Опять парад!» Нет. Не парад. Не они. Хотя, как посмотреть...», – написал Джатдоев. Авторов петиции против новой развязки мэр охарактеризовал как профессиональных протестующих, которые под маской «правдолюбца или рубахи-парня» обычно поднимают волну перед выборами. Глава краевой столицы также намекнул, что знает зачинщиков протестных настроений.

В конце февраля министр дорожного строительства Ставрополья Евгений Штепа отметил на брифинге, что многоуровневой развязки в Ставрополе не будет. Вместо нее планируется развязка эстакадного типа с одним кольцевым движением на нулевой отметке.

А совсем недавно стало известно, что администрация Ставрополя оплатила 1,73 миллиона рублей за подготовку проекта планировки территории развязки, что следует из материалов закупки. Тендер был проведен еще в декабре 2019 года. Победителем стало некое ООО «Геоверсум», принадлежащее предпринимателю Михаилу Черномурову и регулярно выступающее подрядчиком крупных госзаказов. Только в 2020 году фирма выполняет подряды на 107,9 миллиона рублей. Муниципальный контракт между заказчиком – комитетом градостроительства администрации - и исполнителем был заключен 17 декабря, а крайним сроком исполнения работ указано 25 декабря. То есть всю работу по подготовке проекта исполнитель должен был провести за 7 дней. Контракт оплачен из бюджета Ставрополя.

На сегодняшний день возмущение горожан не стихает. Недавно группа жителей города направила три обращения: на имя председателя Общественной палаты Ставропольского края Николая Кашурина, спикеру регионального парламента Геннадию Ягубову и сопредседателям рабочей группы по пoдготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ Андрею Клишасу, Павлу Крашенникову и Талии Хабриевой.

«Мы, граждане города Ставрополя, просим включить в итоговый список поправок, который будет представлен рабочей группой по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию в Государственную думу Российской Федерации, предложенные нами поправки к главе 8 (местное самоуправление), а именно дополнить главу 8 пунктами следующего содержания. Запретить администрации города Ставрополя строительство развязок в черте города Ставрополя без проведения исследований и получения однозначного результата, что данные развязки улучшат транспортную ситуацию в городе и уменьшат пробки. Обязать администрацию города Ставрополя спрашивать согласия жителей на реализацию крупных инфраструктурных проектов в городе до начала их реализации путем проведения открытых гласных публичных слушаний, информация о дате, времени и месте проведения которых будет публиковаться администрацией в официальном пресс-релизе и массово распространяться через СМИ для оповещения максимального количества горожан ради предоставления им возможности высказать собственное мнение», – таким было мнение граждан.

NewsTracker связался с некоторыми подписавшими документ горожанами и узнал, что стало причиной их поддержки данной инициативы.

Михаил Рыбасов рассказывает, что когда он жил в Санкт-Петербурге, то видел, что развязки делают с районами, где их строят: был жилой район – стала промышленная зона.

«Шум от машин, пыль, выхлопы, все будет разлетаться на гораздо большую площадь, чем есть сейчас, так как распространяться будет сверху вниз, а рядом Ботанический сад, парк Победы. Общественные слушания провели с нарушениями по процедуре оповещения о публичных слушаниях: очень много людей попросту не знали, что они состоятся, видимо, хотели сделать потихоньку. Не понравилась и неожиданно грубая позиция мэра, который к тому же заявил, что «большинство участников слушаний проголосовали за развязку», в то время тогда, когда в зале находились противники развязки, никакого голосования не было. Не знаю, удастся ли общественности остановить это, так как это большие деньги и если за это взялись, то у проекта есть конкретные интересанты», – поделился мнением ставропольчанин. Другой важной проблемой он назвал невозможность преодолеть планируемые подземные переходы маломобильной частью населения: мамам с колясками, старикам и инвалидам.

Другой подписант, Руслан Касимов, также часто бывает в других городах России и предупреждает, что территория вокруг развязки станет «мертвой».

«Такая территория – только для автомобилей, там нет места для пешеходов и велосипедистов, я не хочу, чтобы у нас в черте города были такие конструкции. Как только у нас появится первая развязка это станет приговором и району, где она появится, и его жителям, и всей инфраструктуре города. Считаю, что чиновники, принявшие решение о строительстве развязки, живут устаревшими понятиями и совершенно не учатся у современного мира, поэтому я считаю, что таким людям надо запретить принимать такие решения – отсюда и моя подпись под обращением», – сообщил мужчина.

Инфраструктура для пешеходов

Для прояснения ситуации NewsTracker взял комментарий у урбаниста Лады Дубининой, ранее выдвинувшей свои методы решения транспортных проблем в Ставрополе. С ее точки зрения, в современных городах инфраструктура должна быть ориентирована на пешеходов, велосипедистов и общественный транспорт. Развязки же строятся за городами, на высокоскоростных трассах, где отсутствует огромное количество светофоров как на проспекте Кулакова.

«Там ее постройка проблем не решит, ведь если автомобили быстрее преодолеют сам перекресток, то будут становиться в пробку за ним. А перекресток Ленина-Кулакова давно является внутригородским и рядом с ним находится значительное количество зеленых прогулочных зон. Таким образом, строительство развязки повысит уровень шума и загазованности в городской черте, испортит облик жилого района и снизит стоимость жилья в нем», – отметила эксперт.

Она напомнила, что цель светофоров в городе – равномерное распределение автомобильного потока и отказаться от них возможно только если убрать пешеходные переходы под землю.

«Но делать их имеет смысл только на больших перекрестках, как на Кулакова-Ленина. На узких улицах города делать современные подземные пешеходные переходы с плавными пандусами по радиусу – слишком сложная задача, а подземные переходы со ступеньками и пандусами под 45 градусов – это прямое нарушение прав маломобильных граждан. Говоря о светофорах отмечу, что необходимо внедрять систему «умных» светофорах, способных спрогнозировать ситуацию за максимум полчаса и отрегулировать длительность красного или зеленого сигналов, особенно это актуально как раз на Кулакова», – считает Дубинина.

Для решения проблем пробок, нужно понять направления и цели поездок большинства людей, находящихся на проблемном перекрестке в часы пик, чтобы перенаправить эти потоки на общественный транспорт, который нужно развивать всеми силами.

«Но чтобы это сделать, необходимы масштабные исследования, подготовленные компетентными, желательно местными, специалистами. На въездах в город есть смысл построить перехватывающие парковки и пускать от них современные низкопольные длинномерные автобусы. Не говоря уже о выделенных полосах только для общественного транспорта, которыми уже сейчас можно охватывать новые удаленные районы», – уверена собеседница.

Ставрополь всегда славился как «зеленый», экологический город. Для сохранения этого статуса также нужны меры.

«Прежде всего, нужно делать акцент на электротранспорт: при СССР из Михайловска в Ставрополь каждые полчаса ходил поезд, причем он был забит полностью, что очень не нравилось директору автобусного парка, который лишался львиной доли прибыли, так почему бы не возродить эту практику и не пустить электричку? Другой вопрос – активная пропаганда отказа от автомобилей для людей, передвигающихся по маршруту дом – работа – дом, их нужно агитировать пересаживаться на общественный транспорт, однако это возможно лишь с грамотным развитием последнего. Во многом экологической является и проблема объездной, соединявшей бы Север и Юг, однако главный вопрос – сохранение Русского леса, эту проблему также необходимо решать специалистам, – поделилась мнением эксперт.

Еще одной из основных причин пробок является этическая.

«К сожалению, у нас нередка низкая культура вождения: люди зачастую перестраиваются в другой ряд, нарушают Правила дорожного движения, провоцируют ДТП, прямым следствием чего становятся пробки. Грамотная пропаганда здесь может помочь, эту проблему можно решить без значительных финансовых вложений. Подводя итог, выражаю надежду, что четыре миллиарда рублей, которые планируется потратить на «решение» транспортных задач, которые ничего не решат, будут потрачены на более достойные цели», – считает Дубинина.

Развязка для имиджа власти

Эксперт транспортного развития территорий ИТП «Урбаника» Илья Резников считает, что, во многом, строительство скандальной развязки нужно для имиджа местных властей.

«Построить развязку будет технически непросто, но объект получится внушительным, заметным, годным для отчетов об освоении средств и подходящим для показа высоким гостям из Москвы. Естественно устраивает эта история и строителей, которые получат крупный подряд и будут обеспечены работой. Кроме того, создание развязки на этом пересечении логично с точки зрения нормативов, и соответствует Генеральному плану Ставрополя», – указал специалист.

А вот транспортные проблемы, с его точки зрения, развязка, скорее всего, не решит, так как, возможно, через этот перекресток будет проехать легче, но ситуацию на соседних перекрестках, например, Лермонтова – Доваторцев, Ленина – Западный Обход, она не облегчит. Интересно, что Генплан учитывает этот момент и предлагает построить еще 6 разноуровневых развязок в Ставрополе.

«Здесь необходимо ставить общий вопрос о дальнейших путях решения городских транспортных проблем: стоит ли дальше продолжать повышать пропускную способность основных магистралей и пересечений, тратя на это миллиарды рублей, по сути превращая основные магистрали в труднопреодолимые шоссе, или нужно искать какие-то другие решения?», – задается вопросом Резников.

Если же говорить о конкретном представленном проекте, то сам по себе он тоже вызывает ряд вопросов.

«Из чертежей, обосновывающих теоретическую возможность строительства и зонирование территории, видно, что развязка не должна затронуть прилегающие территории: на уровне предпроектных разработок удалось «запихнуть» круг на место перекрестка, и круг получился несколько «тесноват». Получится ли все так на самом деле – будет видно только из проекта, и тут есть определенные сомнения, сможет ли все это эффективно работать в части пропуска автомобильных потоков всех направлений. Кому точно не станет удобнее – это пешеходам, об их удобстве при дорожном строительстве у нас как-то не принято думать в первую очередь», – подчеркивает Резников.

Напомнил он и про опасения, что на время строительства придется перекрывать улицы, и это приведет к транспортному коллапсу.

«Это вопрос проекта организации строительства, что также определяется проектом. При правильной организации, коллапса можно избежать, но трудно все равно будет», – указывает собеседник.

Суммируя все вышесказанное, тем не менее, он не берется однозначно говорить, что развязка на данном пересечении вовсе не нужна.

«Для такого вывода все-таки недостаточно данных. Но у меня очень много вопросов к тому, какая это должна быть развязка, как она впишется в городскую транспортную систему, какие еще должны быть запланированы действия, и так далее. Четко только одно – строительство данного конкретного объекта, само по себе, ничего не решит, оно затратно, и у него точно будут некоторые негативные последствия», – отмечает урбанист.

Набор возможных решений проблемы пробок в Ставрополе, с его точки зрения, широк: от развития общественного транспорта и стимулирования его использования вместо личного автотранспорта, до строительства автодорожных обходов.

«Проблема в том, что для применения этого арсенала решений требуется не просто строить единичные объекты, требуется многолетняя планомерная работа по комплексной транспортной политике. И начинать нужно с разработки новой комплексной транспортной схемы Ставрополя, основанной на большом объеме исследований особенностей городской мобильности. Это долго, сложно, и «непонятно». С этим есть проблемы практически везде в России», – делится информацией Резников.

#Аналитика #Олег Дубровин
Подпишитесь