Posted 16 февраля 2020, 15:13
Published 16 февраля 2020, 15:13
Modified 16 октября 2022, 18:19
Updated 16 октября 2022, 18:19
С момента задержания и ареста советника ООО «Газпром межрегионгаз» Рауля Арашукова и его сына, сенатора от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова прошел год. Как известно, главу одного из самых влиятельных кланов Северного Кавказа, его ближайших родственников и партнеров подозревают в создании крупнейшей преступной группы, воровавшей газ в поистине промышленных масштабах.
По данным следствия, Арашуков и компания украли природного газа на 30 миллиардов рублей.
Разумеется, чтобы разветвленная и хорошо законспирированная сеть слаженно работала на всем юге России в течение многих лет, в банду должны были входить топ-менеджеры газовых предприятий, силовики и региональные чиновники. Многие из них уже за решеткой.
В деле Арашуковых десятки подозреваемых, сотни томов уголовных дел
Так, почти сразу вслед за Арашуковыми были арестованы директор ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и АО «Газпром газораспределение Ставрополь» Игорь Травинов и его первый заместитель Николай Романов. Позже были задержаны заместитель директора АО «Газпром газораспределение Ставрополь» Замир Борисов и исполняющая обязанности руководителя филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Минераловодском округе Ирина Валешная.
Дальше – больше. В августе 2019 года было передано в суд дело бывшего генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» Аркадия Деревянко. Его обвиняют в хищении 1 миллиарда рублей в 2013-2015 годах. Схема очень похожа на ту, которую, по версии следствия, использовала банда Арашуковых: завышение объемов проданного газа и присвоение разницы.
Примерно тогда же в СИЗО отправили экс-директора «Буденновскгазпромбытсервиса» в Ставропольском крае Уали Евгамукова. Его также арестовали в рамках дела Арашуковых. В октябре в Ставрополе были задержаны кузен Рауфа Арашукова Беслан Арашуков и замдиректора филиала «Газпром межрегионгаз Ставрополь» Ахмед Коцба, он приходится братом жены Рауля Арашукова. Их также подозревают в участии в банде газовых мафиози.
Итого – десятки подозреваемых, сотни томов уголовных дел. Уже понятно, что расследование самого масштабного воровства в истории нефтегазовой отрасли России растянется на несколько лет.
А чем сейчас живут ставропольские газовые компании, топ-менеджмент которых так проредили в 2019 году? Стали они скромнее? Лучше ли контролируют расходы? Работают ли более эффективно? NewsTracker проводит собственное расследование.
Если судить по закупкам последних месяцев, газовые магнаты Ставрополья хуже жить не стали. Не помеха им ни снижение цен на сырье, ни колебания мирового рынка, ни ухудшение благосостояния граждан.
Например, в августе 2019 года ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» объявило закупку 10 автомобилей «УАЗ Патриот Престиж». На закупку машин у единственного поставщика выделили 13,49 миллиона рублей. Получается, что каждый «УАЗик» обошелся компании в сумму более 1,3 миллиона рублей.
Самое интересное, что у официальных дилеров и на сайте самого предприятия-производителя машины этой марки стоят гораздо дешевле. Разница за десять машин в августе 2019 года составляла примерно 2,3 миллиона рублей. Куда они делись – неизвестно.
Вообще компания, которой руководит один из самых состоятельных депутатов думы Ставропольского края Алексей Завгороднев, в прошлом году отличилась дорогими закупками автомобилей. Самым завидным приобретением стал люксовый автомобиль Mercedes S560 за 9,6 миллиона рублей.
Покупка была окутана завесой тайны. До сих пор неизвестно, у кого компания купила автомобиль, какая у него комплектация и кто на нем будет ездить. В документах указано лишь, что это закупка у единственного поставщика – частое явление для «Газпром трансгаз Ставрополь».
Несмотря на поднявшуюся в прессе шумиху, отменять покупку дорогущего авто никто не стал. Это вам не госучреждение, где за тратой каждого рубля следит прокуратура. Формально структуры «Газпрома» – коммерческие предприятия и они могут тратить на себя столько «национального достояния», сколько хотят.
Вот, например, под занавес 2019 года «Газпром трансгаз Ставрополь» снова отличился и приобрел 17 автомобилей Toyota за 34,5 миллиона рублей. То есть на каждую машину потратили больше 2 миллионов рублей. Можно представить, что комплектация машин не самая бедная и ездить на них будут далеко не рядовые газовики.
Как известно, топ-менеджерам региональных структур «Газпрома» приходится не только много ездить по делам, но и много летать. И разве можно допустить, чтобы они ждали рейс в общем зале с простолюдинами? Разумеется, нет.
Самым завидным приобретением стал люксовый автомобиль Mercedes S560 за 9,6 миллиона рублей
В феврале 2020 сало известно, что «Газпром трансгаз Ставрополь» потратит 995 тысяч рублей на VIP-обслуживание в аэропорту «Ставрополь». Представителей компании должны будут провожать и встречать в зале с повышенной комфортностью. Они ни в коем случае не должны стоять в очередях и проходить общий досмотр. Каждый вылет или прилет в лаунж-зоне высокопоставленным газовикам будет стоить около 9 тысяч рублей.
Сравним траты газовой компании с ее доходами. По итогам 2018 года (последний год, на который есть официальная отчетность) «Газпром трансгаз Ставрополь» получил выручки свыше 29,9 миллиарда рублей. А чистая прибыль составила 9,3 миллиона рублей. Получается, что годовая прибыль предприятия оказалась меньше, чем потратили на люксовый Mercedes для одного из топ-менеджеров.
Как уже отмечалось, структуры «Газпрома» часто проводят закупки у единственного поставщика. Так, в 2019 году ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» заключило 82 контракта на поставки товаров и услуг с заранее определенными поставщиками. Причем крупнейшие из закупок совершались практически по начальной максимальной цене, установленной заказчиком. Снижение стоимости предложения не превышало 2%.
Крупнейшим контрактом стало строительство нескольких нежилых зданий общей стоимостью свыше 264,1 миллиона рублей. Кто стал подрядчиком – выяснить не удалось. Компания также держит в тайне, какие объекты обошлись ей в эту сумму. Известно лишь, что строительство должно завершиться до конца марта 2020 года.
На втором месте среди дорогих закупок у единственного продавца оказалась поставка контрольно-измерительных приборов на сумму более 194,4 миллиона рублей. И снова все окутано тайной. Ни названия компании-поставщика, ни перечня поставляемых товаров установить не удалось. Известно лишь, что закупка опять осуществлялась фактически по начальной цене.
Замыкает тройку лидеров закупка услуг страхования КАСКО. «Газпром трансгаз Ставрополь» потратил более 172,6 миллиона рублей на страхование автомобилей. При этом из материалов закупки следует, что контракт с единственным поставщиком был заключен даже не со снижением, а с превышением начальной максимальной цены примерно на 10%.
Почему «Газпром трансгаз Ставрополь» предпочитает работать с одними и теми же поставщиками, поручая им весьма дорогие заказы? Федеральный закон «О контрактной системе закупок» устанавливает более 50 случаев, когда госкомпания может заключить договор с единственным поставщиком. Исходя из практики, чаще всего конкуренция на тендерах отсутствует, когда закупка слишком маленькая (стоимость меньше 300 тысяч рублей), когда закупаются услуги или товары естественных монополистов, когда заключается договор на теплоснабжение, водоснабжение или водоотведение, когда товары и услуги закупаются экстренно после аварий или катастроф, когда аукцион признан несостоявшимся.
Как видим, ни одна из приведенных выше закупок под эти условия не подходит.
Похожая ситуация в других компаниях холдинга «Газпром» в Ставропольском крае. ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в 2019 году провело 4 закупки с единственным поставщиком. Крупнейшая из них – оказание почтовых и курьерских услуг за 116,2 миллиона рублей. Исполнителем контракта стала государственная «Почта России».
Общая сумма сделок с единственными участниками превысила 150 миллионов рублей. Остальные закупки касаются поставок нефтепродуктов и услуг страхования.
Обычно крупные государственные компании объясняют свою убыточность тем, что они много инвестируют в модернизацию и развитие производства
Третий крупнейший представитель газового холдинга в регионе – АО «Газпром газораспределение Ставрополь». В 2019 году компания получила кредитную линию у банка «Россия» Юрия Ковальчука на сумму 980 миллионов рублей. Кредитная организация заработала на этом более 300 миллионов рублей. Торги опять-таки проводились с единственным участником и со снижением начальной цены контракта (то есть по сути банковских процентов) не более чем на 2%.
Изучали ли специалисты «Газпрома» другие предложения рынка, рассматривали ли более выгодные варианты кредитования – сейчас выяснить невозможно.
Почему «Газпром трансгаз Ставрополь» предпочитает работать с одними и теми же поставщиками, поручая им весьма дорогие заказы?
Еще одна примечательная закупка «Газпром газораспределение Ставрополь» была совершена как раз в дни арестов бывшего руководства компании – в конце января и начале февраля 2019 года. Тогда организация заключила два контракта на поставку автомобилей с московской фирмой ООО «Нэтстор» предпринимателя Павла Макарова. Общая сумма закупок превысила 3,6 миллиона рублей. Газовая компания купила у «Нэтстор» минивэн Hyundai H-1 в бизнес-комплектации за 2,4 миллиона рублей, а затем еще и Renault Duster в люксовой комплектации за 1,2 миллиона рублей.
Почему машины покупались у единственного поставщика – малоизвестной московской фирмы? Возможно, у ставропольского подразделения газового гиганта не было выбора? Небольшой анализ самой фирмы «Нэтстор» проливает свет на возможные причины такого предпочтения: эта компания регулярно выступает продавцом автомобилей для структур «Газпрома» в разных регионах. Только в 2019 году предприятие Павла Макарова четыре раза продавало машины компаниям группы «Газпром». Кроме Ставрополя, география поставок успешного московского предпринимателя включает Курган и Ярославль.
Из трех крупнейших представителей семейства «Газпрома» на Ставрополье по итогам 2018 года только «Газпром трансгаз Ставрополь» демонстрирует небольшую прибыльность – 9,3 миллиона рублей. Это компания, которая, напомним, в 2019 году купила люксовый Mercedes за 9,6 миллиона.
Два других предприятия – АО «Газпром газораспределение Ставрополь» и ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» – официально убыточны. В отчетном 2018 году первая компания показала чистый убыток в 395,6 миллиона рублей, вторая – 1,73 миллиарда рублей.
Обычно крупные государственные компании объясняют свою убыточность тем, что они много инвестируют в модернизацию и развитие производства, строят сети и вообще вкладывают в неприбыльную социальную сферу регионов, где они работают. И с этим трудно спорить. «Газпром» действительно строит и модернизирует газовые сети, обеспечивает доступным топливом отдаленные сельские территории края.
Остается вопрос: как достижение этих благих социальных целей сочетается с непомерными тратами топ-менеджмента, непрозрачностью закупок и предположительно нерыночными принципами выбора контрагентов?