Posted 28 марта 2018, 15:01

Published 28 марта 2018, 15:01

Modified 16 октября 2022, 17:52

Updated 16 октября 2022, 17:52

Цена ставропольского мусора: сколько вложил в реализацию реформы «Эко-сити»

28 марта 2018, 15:01
Жители недовольны мусорной реформой из-за роста тарифов. При этом люди, забыв о тратах компании, уверены, что регоператор «Эко-сити» зарабатывает миллионы на реформе. Сколько все-таки потратил и сколько заработал оператор в самой большой зоне Ставропольского края за прошедшие три месяца, разбирался NewsTracker.

Обезопаситься от подвохов

Первое, что предъявляет закон к будущим регоператорам - это финансовое требование. В основе требования лежат расчеты местной тарифной комиссии по потенциальному обороту будущего главного игрока мусорного рынка в его будущей зоне. Именно поэтому далеко не каждая компания способна даже заявиться на государственный конкурс.

Финансовое требование определено законом в виде банковской гарантии. Именно банк, а не министерство, оценивает экономическую состоятельность компании-конкурсанта и соответствие ее фронту стоящих задач, и предоставляет финансовое поручительство. Банковская гарантия одновременно является и свидетельством финансовой состоятельности будущего государственного подрядчика, и дает государству финансовую «подушку безопасности» - денежную защиту от невыполнения обязательств.

Банковская гарантия отличается от прямого залога именно тем, что в схеме финансового обеспечения участвует третья (нейтральная) сторона - банк.

В случае с региональным оператором «Эко-сити» применяется гарантия исполнения обязательств. Она обеспечивает исполнение регоператором договорных обязательств перед правительством Ставропольского края. В случае неисполнения обязанностей банк-гарант компенсирует убытки, если они будут причинены.

Исполнительный директор Ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами «Чистая страна» Руслан Губайдуллин подчеркивает, что на этапе формирования новой экономики обращения с отходами государству необходим механизм финансовой защиты от нецивилизованных игроков:

«Это необходимо для обеспечения устойчивости операций при обращении с ТКО. Безотзывная банковская гарантия предоставляется на каждый год», – объясняет эксперт.

По сообщению МинЖКХ Ставрополья, размер банковской гарантии регоператора устанавливается на каждый год в зависимости от норматива и тарифа, и составляет 5% от необходимой валовой выручки регоператора.

«В этом году это 174 миллиона рублей» - уточнили в министерстве.

Таким образом, при банковской гарантии в 174 миллиона рублей и среднем проценте за нее в 2,5%, сумма, которую должен выплатить регоператор банку за год, составляет ориентировочно 4 миллиона. Соответственно, за три месяца 2018 года выплаты регоператора по процентам банковской гарантии уже составили более 1 миллиона рублей.

Доходы и расходы «Эко-сити»

Заместитель исполнительного директора Ассоциации региональных операторов «Чистая страна» Борис Прокопьев поясняет, что тариф на услугу регоператора формируется из двух составляющих.

«Это тарифы действующих объектов по обработке, обезвреживанию и захоронению отходов плюс транспортировка. Ранее организации могли ставить сколь угодно высокую цену за транспортировку. Сейчас этого нет, сумма четко фиксируется», - пояснил Прокопьев.

У тарифной комиссии при расчете тарифа для регоператора «Эко-Сити» еще не было реальных цифр фактических расходов компании по ставропольской зоне (на сбор и транспортировку ТБО). Ведь пытались рассчитать систему, которой еще нет. Взяли данные, которые были доступны - от муниципального предприятия Ставрополя «ФАУН». «Базовыми показателями для расчета тарифа на сбор и транспортирование ТКО экспертами приняты показатели СМУП «ФАУН» г. Ставрополя, на транспортирование ТКО на 2017 год, представленной Комитетом муниципального права и торговли администрации г. Ставрополя (от 30.11.2017 №09/5-4193) по запросу РТК Ставропольского края», – указано в протоколе региональной Тарифной комиссии.

Данные «ФАУН» заложили в расчет по всей «ставропольской» зоне. Таким образом вышли на цифру необходимой валовой выручки – около 1 756 миллионов рублей. Однако, данные «ФАУН», как городской компании, нельзя механически применить к сельским территориям, где транспортные расходы выше из-за удаленности точек вывоза отходов. Поэтому примененные в крае цифры прогнозных расходов и выручки нужно считать ориентировочными, нуждающимися в перерасчете по итогам фактической работы за год.

Согласно протоколу, затраты в 2018 году на оплату труда производственного и цехового персонала, цеховые расходы, техобслуживание и ремонт автотранспортных средств, другие общеэксплуатационные расходы, налоговые отчисления составят 990 миллионов рублей. То есть за три месяца регоператор потратил около 248 миллионов.

Комиссия не включила в тариф расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками мусора и операторами по обращению с ТКО (262 миллиона рублей), а также расходы на 30 единиц новой техники, которую «Эко-Сити» приобрело для увеличения автопарка в конце 2017 года. Общее количество техники, которая задействована в наведении порядка в ставропольской зоне – 140 единиц. Все они оснащены системой ГЛОНАСС. Не учтены комиссией закупка 200 контейнеров для раздельного сбора мусора, а также оплата работы персонала представительств регоператора в каждом районе «ставропольской» зоны для максимально оперативной работы с населением.

Получит ли регоператор по итогам года посчитанную тарифной комиссией необходимую выручку? Сейчас это совершенно не ясно. Пока в сельских районах Ставрополья население склонно саботировать новый коммунальный платеж. Предприятия, которые не согласны с нормативом образования отходов, требуют перерасчета на основе фактически вывезенного объема отходов (что также предусмотрено законодательством).

По наблюдениям заместителя исполнительного директора Ассоциации «Чистая страна» Бориса Прокопьева, во всех регионах России, где появились регоператоры, сейчас идет процесс выстраивания финансовой архитектуры нового бизнеса, оценить которую в общих чертах можно будет не раньше, чем к концу года.

«В этом бизнесе, вопреки представлениям, нет сверхприбылей, издержки велики. К тому же нужно учитывать, что пока люди не привыкнут к реформе, будут неплательщики. Кассовый разрыв может достигать двух-трех месяцев. То есть регоператор вначале оказывает услугу за свой счет», – сообщил эксперт.

«Мусорная» экономика станет прозрачнее

В Ставропольском крае Региональная тарифная комиссия утвердила предельные тарифы для населения на 2018 год. Они установлены в размере 694,94 рубля (с НДС) за кубический метр отходов. Для иных потребителей – 588,55 рублей (без НДС). При этом регоператор принял решение пойти навстречу населению и применяет тарифы ниже предельных и разные, в зависимости от того, какие цены на аналогичные услуги были в муниципалитете до старта «мусорной» реформы.

Эти цифры (а также норматив образования отходов у населения и юрлиц, который по заказу МинЖКХ края в 2016 году раcсчитал ООО «Северокавказский институт экологического проектирования» в Краснодаре) вызвали в регионе волну недовольств. Политики и общественные деятели заявляют, что необходимо пересмотреть нормативы и контролировать тариф и его колебания, а также разъяснять все полученные суммы населению.

«Необходим серьезный анализ обоснованности тарифов, которые определены в МинЖКХ. И мы приняли решение в профильном комитете создать для этих целей рабочую группу, прежде всего для обоснованности тарифа. Он должен быть адекватным, понятным и объясняемым», – рассказал депутат Думы Ставропольского края, заместитель председателя Комитета по промышленности, энергетике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйств Александр Сысоев.

Ольга Тимофеева также сообщила, что намерена следить за деятельностью регоператоров, одновременно подчеркивая заинтересованность в долгосрочном партнерстве с порядочными предпринимателями.

«Моя главная задача сейчас – проконтролировать тариф. Тариф не должен быть неподъемен для людей, которых мы не позволим обдирать. Что касается оператора – то за его работой должен быть только тотальный контроль. Мы ждем, что на эти места придут состоятельные инвесторы, которые долгосрочно вложат деньги в переработку, в сортировку, в логистику вывоза мусора. Таким образом мы наведем порядок в этой сфере за несколько лет», – отметила сопредседатель ОНФ.

Исполнительный директор Ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами «Чистая страна» Руслан Губайдуллин резюмирует, что общий механизм «мусорной реформы» - это реалистичный путь к созданию эффективной системы обращения с твердыми коммунальными в каждом регионе. Но, по его словам, нельзя считать причиной всех возникающих на этом непроторенном пути проблем саму компанию-регоператора, и только ее делать ответственной за налаживание новой системы.

«В целях обеспечения развития отрасли обращения с ТКО в долгосрочной перспективе, на наш взгляд, органы власти субъектов также должны создавать необходимые условия и оказывать содействие отобранным региональным операторам при осуществлении ими своей деятельности, в том числе в части формирования тарифной политики», – подчеркнул исполнительный директор «Чистой страны».

Подпишитесь