Posted 26 марта 2018,, 17:30

Published 26 марта 2018,, 17:30

Modified 16 октября 2022,, 17:52

Updated 16 октября 2022,, 17:52

Критики мусорной реформы не учитывают специфики отрасли отходов

26 марта 2018, 17:30
Почему высказываемая критика противоречит целям мусорной реформы, разбирался NewsTracker.

Пятьдесят лет свалок

Реформа отрасли обращения с отходами производства и потребления или так называемая «мусорная» реформа в России – это реализуемый правительством РФ и субъектами РФ комплекс мероприятий по изменению структуры существующей в стране системы обращения с отходами.

По информации министерства ЖКХ Ставропольского края, система сбора и обработки отходов в России практически не обновлялась в течение последних 40-50 лет.

При этом объемы выбрасываемого гражданами, предприятиями и организациями мусора постоянно увеличивались. Основным же способом «борьбы» с мусором в России остается его захоронение, доля переработанных отходов невелика.

Так, 12 ноября 2016 года было принято Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил обращения с твердыми коммунальными отходами и формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами».

«Документ утверждает порядок сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, а также описывает функционал деятельности регионального оператора по обращению с ТКО», – пояснили в МинЖКХ Ставрополья.

Председатель комитета Государственной думы Российской Федерации по экологии и охране окружающей среды уточнила, что смысл заключается в подконтрольной государству централизации работы с отходами, в результате чего впервые в истории российского мусорного рынка должны аккумулироваться средства на заметную модернизацию отрасли.

«Приходит инвестор, который становится оператором. На этой территории он строит мусоросортировочные комплексы, выстраивает логистику: куда едет мусор, как он перерабатывается, утилизируется. За это государство отдает ему тариф», – рассказала депутат.

Специалисты МинЖКХ сообщают, что поэтапный переход на новую систему обращения с отходами начался в 2017 году и завершится в 2019 году. Ожидаемых результатов немало.

«В результате «мусорной» реформы удастся максимально использовать исходное сырье и материалы, предотвратить образование свалок отходов, сократить образование и снижение класса опасности отходов в источнике их образования, наладить обработку, утилизацию и обезвреживание отходов», – подчеркивают эксперты.

Тимофеева напоминает, что ранее Госдума была вынуждена перенести предельный срок реформы на январь 2019 года, потому что регионы были к ней не готовы. Она сообщила, что до 1 мая 2018 года все региональные операторы в России должны быть выбраны.

Критики против тарифов

Депутат думы Ставропольского края, заместитель председателя комитета по промышленности, энергетике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйств Александр Сысоев указывает, что недовольство жителей прежде всего связано с растущей стоимостью услуг.

«В поле действия регоператора попали населенные пункты, где прежде мусор организованно не вывозился, люди не платили ничего, и, конечно, появление новой коммунальной услуги и введение платы за нее стало существенным нагрузочным моментом для семейных бюджетов. При этом большинство понимает, что нужно жить в чистом месте и за это надо платить. Главные вопросы, которые возникают у людей: сколько платить и каково будет качество услуги», – поделился мнением парламентарий.

Президент Торгово-промышленной палаты Ставропольского края Борис Оболенец опасается, что появление регоператора негативно скажется на малом и среднем бизнесе, а также, что будет утрачен контроль над реалистичностью тарифов и норм потребления.

«Считается, что монополист – это всегда плохо. Но у нас есть, например, монополист по электроэнергии, по газу, по воде, работают специальные тарифные комиссии, мы платим чиновникам за эту регуляцию цен, которую они выполняют - будем честными - не очень эффективно. Теперь у нас появляется новый монопольный тариф. При этом сомнительны нормы потребления. А это – главный показатель при формировании тарифов», – подчеркивает Оболенец.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Кирилл Кузьмин напоминает, что Ставропольский край – это пилотная территория для проведения реформы. «Поэтому есть соответствующие опасения. Логика эксперимента предполагает, что он может как удаться, так и не удаться. Мы выступаем за максимально широкую конкуренцию: чем больше будет представлено игроков на рынке, тем лучше. Есть региональный оператор, есть ведомство, которое отвечает за реформу – МинЖКХ. Именно от этих двух организаций необходимо требовать выполнения требований действующего законодательства», – рассказал бизнес-омбудсмен.

По его словам, существуют вопросы роста тарифов.

«Что тарифы вырастут – это очевидно, они уже выросли. Вопросы может вызывать степень этого роста. В любом случае опасения есть и будут, какой-то период времени будут сохраняться, потому как это эксперимент», – рассуждает Кузьмин.

«Козыри» реформы: без «серых» схем

Отсутствие до последнего времени официального монополиста на рынке вывоза и утилизации отходов вовсе не делало этот рынок цивилизованным и прогрессивным. Он был разрозненным и стихийным, близких перемен не предвиделось. Помимо существования «серых» схем, никто из игроков, даже легальных, в условиях свободной конкуренции не тратился на радикальную дорогостоящую модернизацию. Централизация средств, отсутствие бюджетных вливаний, назначение ответственного - главные «козыри» реформы.

«На одну легальную свалку в стране приходится две нелегальные, что грозит экологической катастрофой. Решение о введении института региональных операторов было принято в целях прекращения деятельности предприятий, действующих нелегально. Эти фирмы складировали мусор в лесополосах и на несанкционированных свалках, не платили налоги – за счет всего этого занижали расценки. Теперь же регоператор берет на себя ответственность за весь цикл «жизни» любого мусора – от контейнера до полигона, осуществляя сбор и вывоз ТКО в рамках утвержденной территориальной схемы», – разъясняют в МинЖКХ края.

В МинЖКХ настаивают, что повышенные тарифы и введенные нормативы образования отходов, вызвавшие недовольство, нельзя понимать только как создание выгодных условий работы регоператору. Именно тариф, применяемый к нормативу образования отходов, обеспечивает ликвидацию нелегальных свалок. Единый норматив образования отходов на душу населения лишает недобросовестных граждан мотива свозить мусор на природу. Его утилизацией займется ответственная компания. В таких условиях не смогут жить и “серые” перевозчики: они вынуждены будут исчезнуть с рынка.

По словам Тимофеевой, региональный оператор должен будет сделать в развитие отрасли долгосрочные вложения.

«Так как оператор инвестирует частные средства в инфраструктуру, то утилизация мусора не может быть бесплатной. Мы ждем, что на эти места придут состоятельные инвесторы, которые долгосрочно вложат деньги в переработку, в сортировку, в логистику вывоза мусора. Таким образом мы наведем порядок в этой сфере за несколько лет», – рассказывает зампред Госдумы.

Гарантия со стороны банка

Исполнительный директор Ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами «Чистая страна» Руслан Губайдуллин подчеркивает, что для регоператоров законодательство предъявляет высокую планку требований.

«Региональные операторы в рамках заключенных соглашений должны будут обеспечить полный цикл обращения с ТКО. Безотзывная банковская гарантия, предоставляемая на каждый год срока действия соглашения, обеспечивает исполнение обязательств регионального оператора при обращении с ТКО. Справиться с такой задачей по силу только эффективным компаниям», – уверен Губайдуллин.

«Банковская гарантия – это поручительство банка-гаранта за выполнение денежных обязательств своего клиента; при неуплате клиентом в срок это сделает банк. Средний процент выплат по банковским гарантиям составляет 1,5-2,5%. Речь идет о продуктах Сбербанка и цифрах только по Ставропольскому отделению Сбербанка», – сообщили в пресс-службе Ставропольского отделения Сбербанка России.

В случае с региональным оператором применяется гарантия исполнения обязательств. Она обеспечивает исполнение регоператором договорных обязательств перед правительством Ставропольского края.

В Министерстве ЖКХ Ставропольского края рассказали, что размер банковской гарантии регоператора устанавливается на каждый год в зависимости от норматива и тарифа, и составляет 5% от необходимой валовой выручки регоператора.

«В этом году это 174 миллиона рублей», – сообщили специалисты.

Таким образом, сумма, которую-то за год выплатит регоператор банку при среднем проценте 2,5, составит 4 миллиона 350 тысяч рублей.

Регоператор сейчас работает в убыток для себя

Заместитель исполнительного директора Ассоциации «Чистая страна» Борис Прокопьев рассказывает, что тариф на услугу регоператора формируется из двух составляющих: тарифов действующих объектов по обработке, обезвреживанию и захоронению отходов плюс транспортировка.

«Ранее транспортировка не регулировалась, за нее платили, но организации могли ставить сколь угодно высокую цену. Сейчас этого нет, сумма четко фиксируется. В этом бизнесе, вопреки представлениям, нет сверхприбылей в связи с серьезной суммой издержек. К тому же нужно учитывать, что пока люди не привыкнут к реформе, будут неплательщики. Кассовый разрыв может достигать двух-трех месяцев. То есть регоператор вначале оказывает услугу за свой счет», – сообщил эксперт.

Согласно Протоколу заседания Правления Тарифной комиссии Ставропольского края №63 от 19 декабря 2017 года, затраты регионального оператора на сбор и транспортирование ТКО в 2018 году, составят почти миллиард - 990 868 560 рублей.

Можно подсчитать, сколько региональный оператор уже сейчас фактически вложил в развитие отрасли обращения с отходами. Три месяца выплат банку по банковской гарантии плюс затраты на сбор и транспортировку отходов составили 248 миллионов 804 тысячи 640 рублей.

Вкладывая такие средства, любой бизнес будет думать о том, как их вернуть, не говоря уже о прибыли. И дальнейшие инвестиции оправданы только тогда, когда их позволяет делать получаемая прибыль.

Серьезные риски «мусорного» бизнеса

Критики реформы, высказывая опасения от лица широкой общественности, по умолчанию предполагают, что региональный оператор, победив в государственном конкурсе, однозначно остается в финансовом выигрыше. Однако, вкладывая все текущие и привлеченные активы в несформированную отрасль, бизнес серьезно рискует и вправе рассчитывать на ответственный подход со стороны государства.

Проректор по финансово-экономической деятельности СКФУ, кандидат экономических наук, доцент Наталья Яковенко отмечает, что частно-государственное партнерство - это известный в новой и новейшей истории мировой экономики метод устранения «провалов» рынка и решения социально значимых задач на взаимовыгодных условиях. Это позволяет государству мотивировать на радикальные инвестиции лидеров действующего рынка, не совершая бюджетных вложений.

«Даже думать не стоит, что какой-то бизнес захочет делать инфраструктурные вложения в макроэкономическом масштабе, не доверяя государству как партнеру. Поэтому нельзя, чтобы компания, вложив серьезные средства и организационные ресурсы в решение проблемы государственной важности (каковой, судя по всему, и является обращение с отходами), в итоге пострадала. Тот, кто думает, что общество имеет безграничное право вмешиваться в коммерческую деятельность частных собственников, – пусть даже они взяли на себя социально ответственные функции, – посягает на суть идеи предпринимательства. Это надо понимать. При этом, содействуя предприятию в осуществлении его деятельности (извлечению прибыли), государство, конечно, не должно забывать о своей первоочередной обязанности – заботе о гражданах, и осуществлять строгий контроль как за качеством работы государственного подрядчика, так и за обоснованностью тарифов для населения», – подытожила экономист.

"