Posted 22 сентября 2021, 10:05
Published 22 сентября 2021, 10:05
Modified 16 октября 2022, 19:07
Updated 16 октября 2022, 19:07
Председатель правительства РФ Михаил Мишустин 11 сентября подписал распоряжение об утверждении перечня мероприятий по развитию городов-курортов региона Кавказские Минеральные Воды до 2030 года. В него вошел 41 пункт с общим объемом финансирования в 50,33 млрд рублей. Источники большей части средств еще не определены. Ответственными за реализацию проектов названы Минэкономразвития РФ, правительство Ставрополья и администрации городов КМВ.
Перечень мероприятий по развитию городов КМВ состоит из трех частей. В первую входят организационные мероприятия, для которых не предусмотрено специального финансирования – предполагается, что данные мероприятия будут осуществляться в рамках текущей работы ведомств и администраций. Эта часть состоит из 17 пунктов. В нее входят, например, разработка комплексного мастер-плана развития городов-курортов Кавминвод, в том числе инвестиционных площадок, объектов рекреации для развития санаторно-курортного комплекса, разработка градостроительных документов, проведение мероприятий по сохранению лечебных ресурсов озера Тамбукан, актуализация границ зон горно-санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск и другие. Эти работы рассчитаны на 2021-2030 годы.
Во вторую часть входят три мероприятия, рассчитанные на 2022-2025 годы. Это те проекты, финансирование на которые уже предусмотрено. Сюда входят:
В общей сложности на эти три проекта выделяется 9,69 млрд рублей. Из них федеральный бюджет выделит 9,2 млрд, а консолидированный бюджет Ставропольского края (бюджет региона плюс бюджеты городов) – 493 млн рублей.
«Средства на реализацию большей части мероприятий планируется предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета»
В третью часть перечня входят перспективные мероприятия, механизм и источники финансирования, которые еще не определены. Сюда включен 21 проект, примерная стоимость которых составляет 40,63 млрд рублей. Например, на 2022-2026 годы запланирована прокладка второй нитки междугороднего канализационного коллектора Кисловодск – Ессентуки – Пятигорск стоимостью 7,89 млрд рублей. В 2021-2026 годах должны построить хозяйственно-бытовые инженерные сети в Кисловодске за 2,42 млрд рублей. Примерно в это же время нужно провести реконструкцию проспекта Победы в Пятигорске за 856,6 млн рублей. Объездная дорога «Западный обход города Кисловодска» с выходом в поселке Аликоновка должна появиться в 2023-2026 годах и обойдется бюджетам в 1 млрд рублей.
Всего в данном разделе на развитие Кисловодска планируется выделить 8,81 млрд, на Ессентуки – 5,62 млрд, на Пятигорск – 11,12 млрд, на Железноводск – 7,14 млрд рублей.
«Средства на реализацию большей части мероприятий планируется предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета», - сообщили в пресс-службе правительства РФ.
Правительство Ставропольского края будет ежеквартально отчитываться о ходе реализации проектов в министерство экономического развития РФ. В свою очередь Минэкономразвития будет ежегодно до 1 мая докладывать о ходе выполнения плана в правительство. Финансирование мероприятий из перечня будет проводиться «в первоочередном порядке», говорится в распоряжении правительства РФ.
Опрошенные NewsTracker эксперты называют новый план развития Кавминвод беспрецедентным по масштабам проектов и размерам финансирования. Политолог Иван Белашов считает, что, подписывая распоряжение, глава правительства Михаил Мишустин продемонстрировал доверие Кремля нынешнему руководству Ставрополья и лично губернатору Владимиру Владимирову.
«Для губернатора это, конечно, укрепление доверия и демонстрация лояльности перед федеральным руководством… Это фактически федеральная программа с участием администрации Ставропольского края. С одной стороны, это поднятие имиджа края. С другой стороны, конечно, возможность для доминирующей партии в очередной раз заявить о своей исключительности», - говорит Белашов.
В то же время это повод для губернатора попытаться укрепить свой пошатнувшийся имидж внутри региона, говорит эксперт.
«На встрече президента с губернатором (10 августа 2021 года – прим. ред.) называлась цифра 48 миллиардов рублей на изменение облика Кавминвод. И из них только 4 миллиарда – нагрузка на краевой бюджет. При этом Владимиров на той встрече сказал, край будет благоустраивать Кавказские Минеральные Воды. Это, конечно, несколько некорректно. Если край выделяет на это только 4 миллиарда, то правильнее будет сказать, что это федеральный центр будет благоустраивать Кавказские Минеральные Воды. Тем не менее, губернатор сделал такой небольшой пиар-ход. Потом это снова было обозначено на прямой линии губернатора с народом», - напомнил Белашов.
«У нас настолько изменчива и нестабильна социально-экономическая ситуация в стране, что я бы не прогнозировал, насколько эта программа будет реализована»
Что касается осуществимости всего этого плана, то не нужно забывать, что предыдущие подобные проекты с крупным федеральным финансированием не приводили к желаемым результатам. Например, с 2015 по 2020 годы по программе развития Кавказских Минеральных Вод в регион только из бюджетов, без учета коммерческих инвестиций, было вложено 43 млрд рублей. И среди заявленных планов этой программы тоже были развитие коммунальной и транспортной инфраструктуры. Но канализационные системы городов КМВ по-прежнему на грани коллапса, а транспортные проблемы в большинстве своем не решены.
Или взять грандиозный проект создания на Кавминводах медицинского кластера мирового уровня. В 2016 году планировалось, что этот проект сможет привлечь 55 млрд рублей инвестиций. Но вся затея закончилась ничем, а планы остались лишь на бумаге.
Иван Белашов считает, что реализуемость некоторых проектов из нынешнего списка тоже сомнительна.
«У нас настолько изменчива и нестабильна социально-экономическая ситуация в стране, что я бы не прогнозировал, насколько эта программа будет реализована. Конечно, я надеюсь, что Кавказские Минеральные Воды будут преобразованы. Но насчет того, как это будет реализовано, насколько будут воплощены планы, у меня есть некоторые сомнения. Сама идея – конечно, с плюсом. Но мы всегда ставим позитивные задачи, а процесс реализации вносит свои коррективы, и иногда значительные», - говорит Белашов.
Эксперт не исключает и коррупционный фактор. С учетом сложившихся на Ставрополье «традиций» откатов и распилов часть федеральных средств может так и не дойти до задуманных проектов.
«Не нужно забывать также, насколько в этой крупной, а для края – гигантской, сумме будет представлена коррупционная составляющая. Поскольку последние события с коррумпированными чиновниками на краевом уровне нам всем известны, этот фактор мы исключать тоже не должны», - подчеркивает Иван Белашов.
С ним согласен и председатель Общественного экологического совета Кисловодска Павел Мартиросов. Он прямо указывает, что заложенные в правительственном распоряжении цифры финансирования для многих проектов – просто излишние. И у краевых и местных чиновников будет огромный соблазн прикарманить часть денег.
«На Кисловодск сейчас решено выделить 8,8 миллиарда рублей. Мы, кисловодчане, глядя на то, как они распределяются, просто дуреем: настолько нерационально, бесполезно и просто затратно планируется освоить эти деньги. Там, где не надо вообще ничего трогать, они вкладывают сотни миллионов рублей. Ну стройте вы озеро – этого не делается. А проспект Дзержинского в центре города – хороший, зеленый, все отлично было, люди гуляли в тени – разрушили, оголили и бетонные конструкции понастроили. Люди же радуются, думают, что эти деньги пойдут на благо. Но будем откровенны: половину этих денег украдут. Я ознакомился только со сметой по проспекту Ленина – и просто шокирован тем, какие цены там закладывают», - сказал Мартиросов.
Большие инфраструктурные проекты, заложенные в новом плане правительства, уже насторожили экологов. Строительство очистных сооружений, водоводов, дорог, планы по благоустройству курортных зон – все это требует тщательного планирования с привлечением экспертов и общественности. Будут ли учтены рекомендации научного сообщества и не станут ли мега-стройки угрозой для хрупких кавминводских экосистем – пока не известно.
«Но будем откровенны: половину этих денег украдут»
Эколог Павел Мартиросов, ознакомившийся с текстом распоряжения, сразу выделил в нем пункты, которые вызывают тревогу. Например, речь идет об «актуализации границ зон горно-санитарной охраны» в городах-курортах. По мнению эксперта, за этой формулировкой могут скрываться планы отменить ограничения в особо охраняемых зонах Кавминвод.
«Что значит актуализация? Последний документ, который существует по Кавминводам, это так называемая Территориальная комплексная схема охраны природы 1985 года. А ей предшествовало десятилетнее изучение земель Кавминвод. Ученые уже давно определили точки границ первой, второй, третьей зон горно-санитарной охраны. Вы что хотите актуализировать? Вы хотите актуализировать их с коммерческой точки зрения? Мне непонятно. Хотите узаконить застройку этих земель, нанести им вред?», - удивляется Мартиросов.
В целом общественник настроен пессимистично. По его мнению, все решения власти последних лет, касающиеся Кавминвод, не привели ни к чему хорошему.
«Мое профессиональное мнение как эколога – за последние семь-восемь лет нынешней краевой власти кроме вредоносных решений на Кавминводах ничего не предложили. Предлагают одно: застраивать. А в середине 1980-х годов [ученые] сказали не то что остановить застройку, а наоборот, разгрузить всю эту территорию. Освободить ее от антропогенной и техногенной нагрузок, которые тогда еще превышали установленные нормы. Вы представляете разницу между нагрузкой в середине 80-х и сейчас?», - рассуждает Мартиросов.
По мнению эксперта, планы по развитию городов Кавминвод направлены в основном на увеличение их экономического потенциала и возможностей для бизнеса. В то время как регион нуждается в экстренных мерах по спасению его уникальных ресурсов.
«У нас главный городской коллектор в Кисловодске – 1936 года. Он был в аварийном состоянии аж в 1975 году! Уже тогда была разработана проектно-сметная документация по его полной замене. Сейчас скорее всего в коллекторе есть трещины, аварийные участки, и все нечистоты уже давно проникают в землю. А под Кисловодском находится минеральное озеро – город на нем стоит. И представляете, что происходит сверху? И вот когда на градостроительной комиссии говорили о строительстве очередного многоэтажного дома, я всегда говорил: стоп, а куда вы его подключать будете? Замена коллектора, конечно, благое дело, даже несмотря на все эти планы по расширению застройки», - говорит Мартиросов.
В то же время у региона есть ресурс гармоничного развития. И его можно использовать без причинения ущерба, считает эколог.
«У нас полно коммерческих проектов, которые не наносят никакого вреда курортам Кавминвод, вполне могут дать хорошую точку роста экономике, и в короткие сроки КМВ могли бы из дотируемого региона превратиться в донора. У нас здесь все есть. Я всегда привожу пример: у нас дебетированные источники минеральной воды, которые можно было бы разрабатывать в промышленных объемах, не нанося ущерба, сейчас используются на 4-6%. Что такое минеральный источник? Это пополняемый ресурс, который восполняется за счет дождя, снега, тумана. И он будет пополняться всегда, пока есть земля в том виде, в котором она была. Но проблема в том, что сегодня поверхность земли, извините, загажена благодаря таким вот руководителям-«стратегам», которые управляют регионом сегодня. И большую часть которых уже пересажали», - сказал Павел Мартиросов.
«За последние семь-восемь лет нынешней краевой власти кроме вредоносных решений на Кавминводах ничего не предложили»
Директор представительства Всемирного фонда дикой природы в экорегионе «Российский Кавказ» Валерий Шмунк согласен с тем, что любые грандиозные планы по изменению существующих экологических территорий несут в себе потенциальную угрозу. И главная опасность состоит в том, что авторы таких проектов нередко ищут сиюминутной выгоды и игнорируют мнение ученых.
«Понятно, что время не стоит на месте, все меняется и, возможно, эти границы [зон горно-санитарной охраны] действительно нужно актуализировать. Но зачастую – и мы с этим сталкиваемся не только на Кавказе, но и везде – границы особо охраняемых природных территорий меняют в интересах какого-нибудь бизнеса, нередко частного. Поэтому каждый отдельный случай нужно рассматривать внимательно. Не зря в свое время там сделали особо охраняемые природные территории. Значит, есть уникальная природная ценность, которая сама по себе представляет собой экосистемный капитал. Это либо чистая вода, чистый воздух или просто красивый вид, который радует глаз», - говорит Шмунк.
По мнению эксперта, соблюсти баланс интересов государства, общества и бизнеса, можно, только слушая экспертное сообщество.
«Прежде всего нужно действовать логично. Сначала нужно рассчитать допустимую емкость конкретной территории: сколько там чего можно построить. И отталкиваться только от этого. А не сначала построить, а потом думать, правильно это сделали или нет. У нас, к сожалению, чаще всего так и бывает. Потерять можно легко и быстро, а потом вкладывать миллиарды, чтобы все это компенсировать», - сказал Валерий Шмунк.
И наконец, обо всех этих планах и проектах еще не высказалась общественность, то есть рядовые жители Кавминвод. А то, какими полярными могут быть мнения более 1,1 млн человек, проживающих в регионе, можно представить, вспомнив дискуссию вокруг других больших начинаний – Кавминводского велотерренкура, строительства завода нитроцеллюлозы или мусоросжигательного завода в Пятигорске.