Posted 16 ноября 2019, 22:31
Published 16 ноября 2019, 22:31
Modified 16 октября 2022, 18:30
Updated 16 октября 2022, 18:30
Рынок энергетики поделен между компаниями, которые добывают, транспортируют сырье и обслуживают конечных потребителей. Компания под руководством Завгороднева («Газпром трансгаз Ставрополь») — промежуточное звено, которое занимается транспортировкой газа по магистральным трубопроводам — от мест добычи к местам потребления.
Всего более 4 тысяч километров магистральных газопроводов, пролегающих по территории Ставрополья, находятся в ведении этой компании. Пропускная способность газопроводных сетей «Трансгаза» — порядка 30-35 миллиардов кубометров газа в год. Всем этим хозяйством руководит уроженец Грозного, а ныне депутат краевой думы.
Завгороднев довольно рано пришел в «Газпром», 22-летним выпускником Грозненского нефтяного института. За 6 лет дослужился до кресла начальника, заняв место главного инженера на газодобыче. Затем он еще дважды менял руководящие должности, пока в 2008 году не занял кресло генерального директора ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» ПАО «Газпром».
Последние 8 лет он занимает депутатское кресло в думе Ставропольского края. Ежегодные декларации позволяют делать выводы о шикарном образе жизни, к которому привык единоросс Завгороднев.
Согласно декларациям, Завгороднев в этом году стал вторым самым богатым депутатом Ставропольской краевой думы. Его официальный доход за 2018 год превысил 40 миллионов рублей. Почти вдвое больше, чем в прошлогодней декларации за 2017 год.
Из недвижимости у Завгороднева 4 земельных участка, один дом и два гаража для двух его машин: ГАЗ 20 («Победа») и Mersedes -Benz GLE400 4 MATIC, а также снегоболотоход Z6.
При этом деятельность Завгороднева в краевом парламенте (хоть он и работает на непостоянной основе, не получает депутатскую зарплату) едва заметна: на еженедельных совещаниях появляется нечасто, законодательная активность в последние 3 года упала почти до нуля. Единственный законопроект, к которому он был причислен в составе группы авторов выдвигали в прошлом году, да и то в рамках партийного проекта.
Жена Завгороднева заработала более 1,5 миллиона рублей. У нее в собственности зарегистрирована машина Mersedes-Benz ML 350 и пара земельных участков, дом, квартира, гараж и машино-место.
Интересна политическая непоследовательность депутата Завгороднева. По неподтвержденным официально данным, в 2018 году как добросовестный единоросс он поддержал повышение пенсионного возраста. Но уже через пару месяцев присоединился к авторам законопроекта о сохранении льгот предпенсионерам.
В небогатой биографии Завгороднева есть еще одна странность. Якобы у него есть и академические заслуги, какие — неясно. Известно только, что депутат и магнат Завгороднев вместе возглавляет еще и Ставропольское отделение «Российской академии естественных наук». Об этом факте упоминается в официальной биографии Завгороднева на сайте краевой думы. Однако публичных списков членства РАЕН не существует, в отличие от государственной Российской академии наук, которая открыто публикует списки академиков.
Нужно понимать, что РАЕН это обычная общественная организация, которая не имеет никакого отношения к Российской академии наук (РАН), она подвергается мощной критике со стороны авторитетных ученых. В разное время «академиками» организации были основатель тоталитарной секты и «воскреситель мертвых» Григорий Грабовой, авторы теории «торсионных полей», лжеученый Виктор Петрик и многие другие. В прошлом году почетным «академиком» стал глава Чечни Рамзан Кадыров.
Вместе с приходом Завгороднева в РАЕН сюда пришли заказы от «Газпром трансгаз Ставрополь», которой он руководит. В 2013 году газовая компания доверила «академии» подготовку учебника «Организация природоохранной деятельности на газотранспортных предприятиях». Стоимость проекта составила 1 миллион рублей.
В 2015 году отделение РАЕН выиграло тендер на оказание услуг по расчету экономической эффективности энергосберегающих мероприятий в ООО «Газпром трансгаз Ставрополь». На это исследование компания выделяла еще 550 тысяч рублей.
При этом финансовые показатели «Газпром трансгаз Ставрополь» в последние годы снижаются. Чистая прибыль предприятия резко сокращается после 2014 года, хотя выручка, при этом, держится на прежнем уровне. Сокращение чистой прибыли началось в 2014 году при выручке 28 миллиардов рублей. Чистая прибыль тогда составила 2,4 миллиарда рублей. Спустя год выручка снизилась сократилась на 1,4 миллиарда, а прибыль упала почти на 20% — до 474 миллионов рублей.
Постепенное снижение прибыли продолжалось до прошлого года. В 2018 году выручка составила рекордные 29,9 миллиарда рублей, а прибыль сократилась до антирекорда — всего 9,3 миллиона рублей, это в 50 раз меньше, чем годом ранее. Налог на прибыль компания выплатила за прошлый год в размере 377,3 миллиона рублей.
В последние два года резко сократились и объемы госзаказов, которые получает предприятие. Если в 2015, 2016 году «Трансгаз» ежегодно заключал контракты на общую сумму более полумиллиарда рублей, то с 2017 года продолжается резкое сокращение сделок. В прошлом году общая стоимость контрактов составила 89 миллионов рублей.
Компания стала позволять себе задержки платежей. Так, в текущем году мэрия Кисловодска отсудила у «Трансгаза» почти 1,5 миллиона рублей за просрочку арендной платы за землю, на которой находится пансионат «Факел». Это собственный санаторий компании в Кисловодске, открытый в 1993 году. В течение двух лет (в 2017 и в 2018 году) газовая компания не оплачивала аренду.
Последним крупным иском стало заявление омской топливной компании ООО «Крост», которая предъявила «Трансгазу» претензии на 79 миллионов рублей. Фирма заявила, что упустила возможную выгоду на такую сумму. Однако иск так и не был рассмотрен — компания банкротится и не нашла денег на оплату пошлины за подачу иска.
Несмотря на все эти сложности, газотранспортная компания не стесняется тратить огромные деньги на комфортные условия для топ-менеджмента. На этот раз на портале госзакупок появился тендер на покупку Mercedes S560 стоимостью 9,6 миллиона рублей. Закупка проведена у единственного поставщика, то есть заранее известного, но в документах закупки компания не посчитала нужным указать, с кем заключила сделку. Примечательно, что место поставки автомобиля в документах тендера — город Рыздвяный, где жил сам гендиректор компании Завгороднев.