Posted 16 ноября 2019, 14:13

Published 16 ноября 2019, 14:13

Modified 16 октября 2022, 18:30

Updated 16 октября 2022, 18:30

Борьба с кайфом. Почему на Ставрополье не удается изжить токсикоманию?

16 ноября 2019, 14:13
В новостных сводках Ставрополья каждый год появляются школьники, отравившиеся газом из зажигалки, таблетками и другими веществами. Могут ли власти справиться с желанием кайфа, разбирался корреспондент NewsTracker.

Каждый год одно и то же

Последний несчастный случай в крае произошел в школе №16 города Изобильный Ставропольского края в октябре прошлого года. Пятеро школьников после употребления медикаментов были госпитализированы. Состояние четверых пострадавших оказалось настолько тяжелым, что их доставили в отделение реанимации краевой детской клинической больницы. Все они восстановились после курса лечения, но в течение нескольких дней после происшествия ни врачи, ни Минздрав не могли гарантировать удачный исход. Выяснилось, что школьники приняли лекарство, которое продается по рецепту, — один из миорелаксантов центрального действия. Такие лекарства принимают для избавления от болевого синдрома при самых разных заболеваниях, связанных с болями в мышцах, суставах.

К сожалению, нередки смертельные случаи. Из открытых источников в Ставропольском крае за последние 4 года известно как минимум о 7 случаях гибели детей от отравления в похожих обстоятельствах.

Весной прошлого года в селе Александровское погиб 13-летний мальчик, который надышался газом для зажигалки. По данным следствия, трое подростков купили баллончик с газом для заправки зажигалок. Подростки вдыхали токсичное вещество во дворе одного из домов, когда один из них потерял сознание. Потерпевшего с отравлением доставили в реанимационное отделение Александровской центральной районной больницы, где он скончался, не приходя в сознание.

В городе Благодарном аналогичный несчастный случай произошел в августе 2016 года. Тело подростка обнаружили на улице в черте города. Причины смерти смогли выяснить только судмедэксперты, которые пришли к выводу, что ребенок умер от отравления. На месте происшествия были обнаружены 4 баллончика из-под газа, который используют для заполнения зажигалок.

Зачастую в этих историях фигурируют дети из вполне благополучных семей. Особенно показателен случай отравления кадетов, учащихся ставропольского президентского кадетского училища. По данным источников, кадеты отравились из-за передоза препарата, снимающего болевой синдром, недоступного без рецепта. Какое это было вещество, не уточняется. Представители училища вообще от комментариев отказались. Сколько было отравившихся, тоже доподлинно неизвестно. И только через месяц выяснилось, что после инцидента двое кадетов были отчислены. По сведениям источника, родители одного из них поспешили добровольно забрать документы из училища. Второго отчислили за нарушение дисциплины.

В текущем году новые случаи употребления токсических веществ в крае тоже зарегистрированы. По данным краевого клинического наркодиспансера, под наблюдение взяты 15 подростков, один из них — токсикоман со сформировавшейся зависимостью.

Статистика растет

В основном среди токсикоманов на Ставрополье больше всего подростков в возрасте 15-17 лет.

По официальным данным, на Ставрополье, как и в целом по стране, под наблюдением врачей психиатров-наркологов становится все меньше детей и подростков с токсикоманией и наркоманией. К таким выводам приходят специалисты краевого наркологического диспансера. Правда, цифр не приводят.

Однако растет число детей, употребляющих ненаркотические психотропы и находящихся под наблюдением врачей. Прирост за последние пять лет составил 10%. Если в 2014 году таких подростков в крае было 30 человек, то по итогам 2018 года уже 33.

Современные подростки токсикоманы, по словам специалистов, чаще всего привязываются к синтетическим психотропам и лекарственным препаратам. Хотя еще пять лет назад самыми популярными среди токсикоманов веществами была бытовая химия: клей и морилка.

«Современные тенденции употребления ненаркотических (токсических) веществ свидетельствуют о преобладании синтетических психотропных веществ и лекарственной токсикомании. Если 5 лет назад среди таких несовершеннолетних преобладали потребители бытовой химии (клей, морилка и т.д.), газа для зажигалок, то сейчас это “масла” и лекарственные препараты. Зачастую употребление ненаркотических (токсических) веществ приводит к необходимости оказания неотложной помощи, как это было с несовершеннолетними в городе Изобильном», — сообщил представитель краевого наркодиспансера.

Полиция не поможет

Задача осложняется тем, что вещества для получения кайфа могут быть самые разные — от бытового клея до медицинских препаратов. Редкие продавцы отказывают школьникам в покупке зажигалки. А вот продавцы спортивного питания утверждают, что отказывают детям в покупке различного рода стимуляторов.

Но интернет в разы упрощает доступ к таким веществам. Пищевые добавки для набора мышечной массы, так называемые масла (по неофициальной версии, ими отравились ставропольские кадеты), можно заказать в интернет-магазине с доставкой. Для оплаты заказа в интернет-магазине достаточно указать данные банковской карты. Несмотря на то, что карты нет у ребенка, при желании он вполне может указать данные родительской карты.

Запретительных мер на пути токсикомании практически нет, поскольку запрещать все подряд невозможно, отмечают эксперты. Власти Ставрополья в основном занимаются профилактическими мероприятиями. А потом проверяют результаты этой работы методом добровольного тестирования в школах, на что ежегодно тратят около 2 миллионов рублей. Эти же деньги идут на тестирование призывников, но уже не добровольное.

В рамках краевой программы «Развитие здравоохранения» наркологи, психиатры и педиатры раздают листовки с угрожающим описанием последствий применения наркотиков и психотропов.

С прошлого года на Ставрополье действует краевая программа «Профилактика правонарушений и обеспечение общественной безопасности», которая позволила объединить усилия всех министерств и ведомств против разного рода зависимостей. Но основное направление работы по этой программе — все те же лекции, которые ведут самые разные специалисты и неспециалисты.

«Проведение профилактической работы осуществляется специалистами наркологической службы совместно с министерством образования Ставропольского края, Главным управлением МВД России по Ставропольскому краю и другими заинтересованными ведомствами», — отметили в краевом наркодиспансере.

Теоретически полиция могла бы привлекать токсикоманов к ответственности. В уголовном кодексе есть подходящая для этого статья №20.20 об административной ответственности за употребление психотропов и наркотиков в общественных местах. Но чтобы зафиксировать, что подросток находится в состоянии опьянения какими-либо веществами, необходимо согласие родителей. Поэтому протоколы по этой статье — большая редкость.

«Практически нереально составить протоколы по этой статье, поскольку без согласия родителей нельзя провести освидетельствование ребенка. Без осмотра врача потом невозможно доказать, что ребенок находился под воздействием каких-либо веществ», — отметил источник NewsTracker.

Основная причина — социальная незащищенность

Беспомощность профилактических мер, по мнению специалистов, связана с природой таких нездоровых пристрастий. К разрушительной зависимости приводит психологическое состояние.

«Мне кажется, не надо разделять наркоманию и токсикоманию. Все ведущие наркологи считают, что главное в этой проблеме — психическое нездоровье. Все это выливается в наркоманию, в токсикоманию, в алкоголизм… Мне кажется, надо смотреть в общем, что происходит сегодня с детьми», — считает зампредседателя комитета думы Ставропольского края по социальной политике Николай Новопашин.

Жесткие меры и неусыпный контроль за детьми, по его мнению, не дают необходимого результата.

«Я не думаю, что нужно следить за ними, следить, с кем дети переписываются. Это все стрельба из пушек по воробьям. На сегодняшний день, мне кажется, важно детей втянуть в здоровую среду, прививать здоровые интересы, которые исключат такого рода проявления», — отметил собеседник.

Достаточно велика, по его мнению, роль информационного поля, создаваемого средствами массовой информации. Сообщения о скандалах в правительстве, военных конфликтах, которые тиражируемые в СМИ, лишают человека ощущения стабильности и ввергают его в стресс.

«Людей держат в стрессе. Любой человек в таком положении пытается снимать стресс. Хорошо, если спортом, интересами, увлечениями. Но самый легкий способ, который находит молодежь, — задурманивать себе голову. От того, что ты находишься в интернете, смотришь телевизор, потребляешь этот негатив, постепенно мозг этим всем заполняется. И тогда мозг дает общий сигнал телу, что вокруг мрак, все плохо», — считает Новопашин.

Ощущение социальной защищенности, по его мнению, способно избавить человека от подобных вредных привычек.

«Все вытекает из психического здоровья семьи. Если мужчина в семье имеет работу, зарплату, которая может обеспечить элементарные потребности, и нет страха, что его завтра выгонят с работы, тогда и ситуация будет иная. А когда человек находится в страхе, у него нет уверенности в завтрашнем дне, у него автокредит, ипотека. На этой почве начинается и насилие в семье, и дети хулиганят. Еще, плюс, телевидение и интернет, поэтому мы на выходе имеем такие проблемы», — отметил собеседник агентства.

Со стороны властей возможным решением, по его мнению, могло бы стать создание ведомства по проблемам токсикомании и других химических зависимостей населения. «В принципе, было бы достаточно создать должность омбудсменам по этим вопросам», — отметил Новопашин.

Подпишитесь