Ставропольский край заключил в июне 2024 года контракт на 1,151 млрд рублей с волгоградской компанией «Транс-Альфа» на поставку 45 троллейбусов. Однако поставщик не выполнил обязательства. В октябре контракт был расторгнут, губернатор Владимир Владимиров потребовал внести «Транс-Альфу» в реестр недобросовестных поставщиков.
Министерство дорожного хозяйства Ставропольского края прокомментировало ситуацию со срывом поставки троллейбусов по запросу редакции NewsTracker. Есть ли что-то новое в их ответах — рассказываем в материале.
Как и до этого, в Миндоре объяснили, что прежний контракт расторгли еще 25 октября из-за неисполнения обязательств поставщиком. О конкретном плане действия по этой ситуации нам не рассказали. А вместо ясных сроков и предпринимаемых мер, ведомство ограничилось расплывчатым заявлением о новой подаче заявки на поставку троллейбусов в ноябре этого года.
«Срыв контракта потребует нового тендера и отложит запуск троллейбусов на 2025 год. В ноябре 2024 года ГУП СК „Крайтранс“ планирует опубликовать извещение о проведении электронного аукциона на поставку 45 троллейбусов», — объяснили в министерстве.
Оказалось, что у Миндора нет и четкого плана контроля за выполнением будущего контракта. Ведомство сослалось на общие положения федерального закона №44, не рассказав о мерах, которые могли бы предотвратить похожую ситуацию с сорванной поставкой.
Также выяснилось, что ФАС отказался включать недобросовестного поставщика в соответствующий реестр. Миндор планирует обжаловать это решение. Кроме того, неясно понесет ли кто-то ответственность за срыв предыдущего контракта, помимо поставщика.
Объяснения Миндора оставили больше вопросов, чем ответов — ситуация никак не прояснилась. Неопределенность в вопросах о поставках транспорта вызывает обеспокоенность не только у редакции, но и у экспертов.
Напомним, ранее мы разговаривали с руководителем АНО «Города за здравый смысл» Стасом Киреевым. По его мнению, срыв контракта на поставку троллейбусов — следствие типичных проблем госзакупок. На это могли повлиять некачественная работа с поставщиками и узкое техническое задание, ограничившее круг потенциальных исполнителей.
Хотя включение поставщика в реестр недобросовестных необходимо, Киреев подчеркивает важность скорейшего решения проблемы, а не фокуса на наказании. Также проблему можно решить несколькими способами: пересмотр закупочной процедуры, поиск нового поставщика или судебное разбирательство.
Он считает, что новые троллейбусы в Ставрополе до конца года не появятся, а перспективы на следующий год остаются под вопросом. Эксперт настаивает на публичном плане действий от Миндора, включающем конкретные сроки и механизмы решения проблемы, а также разъяснения по сохранению федеральной субсидии.
Мнением по поводу нынешней системы госзакупок поделился с NewsTracker депутат Думы Ставрополья Петр Коротченко. Он объяснил, что действующее законодательство, призванное бороться с коррупцией, исключает влияние чиновников на выбор подрядчика. Это часто приводит к победе в тендерах компаний, не способных выполнить контракт.
Система, вроде как разработанная для предотвращения коррупционного влияния, ориентирована в основном на принцип наименьшей стоимости контракта. Из-за этого заказчик понимает невозможность выполнения работ выигравшим подрядчиком лишь постфактум. Петр Коротченко объясняет, что закон о госзакупках необходимо переделать и доработать:
«У нас пора бы пересмотреть законодательство в этой области с точки зрения работы тех же чиновников, которые проводят конкурсные процедуры. Мы же делали в законодательстве все, чтобы они не могли повлиять на выбор подрядчика. Поэтому похожие ситуации, к сожалению, происходят достаточно часто», — говорит депутат.
Парламентарий также отметил, что нынешняя система, исключающая влияние чиновников, приводит к задержкам проектов и неэффективному использованию бюджетных средств. Он предложил создавать комиссии с участием муниципальных и региональных властей для оценки опыта работы подрядчиков. Депутат сравнил нынешнюю систему с опытом своей предыдущей работы:
«Я работал мэром Черкесска еще до введения этих законов. Мы собирали комиссию по шесть-семь человек, приглашали подрядчиков по одному и с ними конкретно договаривались. После этого принимали решение голосованием и выбирали тех, кто правда сможет выполнить свою работу. Сейчас балльная система, формальные площадки — отчего и результат, который мы видим», — поделился Петр Коротченко.
В заключение парламентарий выразил мнение, что нынешняя система устарела и это приводит к масштабным проблемам, не принося реальной экономии бюджетных средств.
«Если население дало чиновникам возможность руководить отраслью, городом, районом, краем — может быть стоит им доверять и в вопросах по выбору подрядчика? Тогда закупки могут быть более эффективными для нашей страны, нежели то, что мы сегодня наблюдаем», — подытожил он.