Posted 25 ноября 2022,, 07:08

Published 25 ноября 2022,, 07:08

Modified 25 ноября 2022,, 14:31

Updated 25 ноября 2022,, 14:31

Изменят штрафы? Что ждет ставропольских самокатчиков в новом сезоне

25 ноября 2022, 07:08
Зачем ставить электросамокаты на «законные рельсы», кто такие сэйфмены и как сильно новый закон о СИМ изменит жизнь любителей погонять с ветерком по тротуарам, в теме разбирался корреспондент NewsTracker.

Электросамокаты, велосипеды и прочие средства малой индивидуальной мобильности (СИМ) все плотнее входят в жизни крупных городов, и Ставрополь не исключение. Не раз СИМ становились камнем преткновения на самых разных уровнях, от минутного словесного конфликта с другими участниками дорожного движения, до травмирующих столкновений и судебных разбирательств. 

Но недавно Правительство РФ подписало постановление об изменениях в ПДД, которые затрагивают в том числе статус СИМ. Корреспондент NewsTracker попытался разобраться, как новый документ скажется на самокатах на практике и что изменится в жизни любителей прокатиться по тротуарам. 

Ожидание новой статистики

Как рассказал NewsTracker заместитель начальника отдела пропаганды БДД УГИБДД МВД России по Ставропольскому краю Евгений Синицын, в настоящее время и до 1 марта 2023 года пользователи СИМ официально относятся к пешеходам. 

«Из-за того, что люди на самокатах, моноколесах, роликах, велосипедах, не выделены в отдельную категорию участников дорожного движения, ГИБДД России даже не может собрать отдельную статистику по пользователям СИМ, поскольку везде они проходят как пешеходы. И выделение их в отдельную категорию прояснит их дальнейший статус, поможет внести поправки в определенные части правил ПДД, у пользователей СИМ будет отдельная административная ответственность за нарушение этих правил», — отметил собеседник агентства.

Сегодня пользователи СИМ привлекаются за нарушение ПДД все еще как пешеходы. Несмотря на то, что постановление подписано, отдельные правила дорожного движения для них, границы ответственности и размеры штрафов пока не разработаны. 

Пока ожидается, что контроль за соблюдением данных правил ляжет на плечи ГИБДД. Сейчас ведомство штрафует на 500 рублей самокатчиков, передвигающихся по дорогам, как пешеходов. Создавать какое-то отдельное подразделение для контроля за СИМ пока не планируется. 

Напомним, в Постановлении Правительства РФ прописаны некоторые ограничения и разграничения для пользователей СИМ — это и вес устройств (до 35 килограмм) и конструктивная скорость, которая не должна превышать 25 километров в час, определения зон катания для детей и подростков и многое другое. 

«Самое важное, что СИМы все-таки разделили на приводимые в движение „при помощи электродвигателя“ и „мускульной силы“. Это позволит более тщательно контролировать соблюдение ПДД пользователями СИМ. Хорошо, что обратили внимание не только на мощность, влияющую на скорость, но и прописали наличие исправной тормозной системы. Например, моноколеса и гироскутеры вообще не оснащены тормозной системой, а значит, они не смогут выезжать на проезжую часть», — пояснил Синицын.

Законные рельсы

По его мнению, это постановление закрыло очень большой пробел законодательства. Потому что сегодня средства индивидуальной мобильности уже стали проблемой крупных городов.  Постепенно это происходит и в городах Ставропольского края и Северного Кавказа из-за роста популярности. Тем более что те же самокаты все чаще используются детьми и подростками. 

«То, что законодатель обратил внимание на эту проблему, выделил средства индивидуальной мобильности в отдельную категорию участников дорожного движения, говорит о многом. Это позволит поставить пользователей СИМ на какие-то законные рельсы и более эффективно контролировать соблюдение ими правил дорожного движения и транспортной безопасности», — добавил заместитель начальника отдела пропаганды БДД УГИБДД МВД России по Ставропольскому краю.

Он отметил еще один важный момент, который касается кикшринга (прим. проката электросамокатов). В новом проекте документа речи не идет о присвоении индивидуальных номеров СИМам, поэтому ответственность за нарушение будет нести не прокатчик, а все-таки пользователь, допустивший нарушение. 

Ничего не изменится

Представитель «Юрент» в разговоре с NewsTracker также отметил, что  введенные правила практически идентичны уже существовавшим правилам для велосипедистов, и к этому пришли, в том числе благодаря изучению опытов сервисов кикшеринга. 

«Полагаем, что в нашей деятельности ничего кардинальным образом не изменится, ведь введенные правила и ограничения в половину мягче тех, которые изложены в нашем Договоре присоединения. Мы рады, что теперь правила использования СИМ получат четкое нормативное закрепление, а значит и широкое распространение, что позволит свести к минимуму риски травматизма в пешеходных зонах и уж тем более случаи наезда автомобилей на пользователей СИМ на пешеходных переходах», — рассказал собеседник агентства.

Он рассказал, что их сервис проката в принципе много сил, времени и денег уделяет вопросам безопасности. Так, например, с 2021 года у них появились сэйфмены — консультанты по безопасности, через которых прошло более 1,5 млн человек по всей стране. Уже в 30 городах запустили программу обучения пользователей безопасному вождению, совместно с ГИБДД края и управлением по делам молодежи. В Краснодаре даже провели пробные обучения пользованию самокатами в вузах, колледжах и техникумов.

В Ставропольском крае пока такую просветительскую деятельность не наладили.

«Помимо образовательных инициатив, мы работаем над техническим повышением безопасности наших самокатов. Они имеют технические ограничения по скорости 25 км/ч и умеют снижать скорость в „медленных зонах“ до 5-15 км/ч. В этом году мы запустили базовую страховку абсолютно всех поездок с „Юрент“», — заявил собеседник. 

Расширенная страховка за 35 рублей, которая страхует здоровье пользователя и здоровье и имущество третьих лиц, была и раньше. Но теперь прокатчик застраховал все поездки, как признается собеседник, это аналог ОСАГО, который «Юрент» первыми внедрили для электросамокатов.


"