Posted 27 августа 2022, 14:27
Published 27 августа 2022, 14:27
Modified 16 октября 2022, 19:09
Updated 16 октября 2022, 19:09
На этой неделе Промышленный районный суд Ставрополя закончил рассмотрение гражданского иска в отношении бывшего начальника ГИБДД по Ставропольскому краю Алексея Сафонова и членов его семьи.
Сейчас Сафонов находится в СИЗО по подозрению во взяточничестве. Однако пока следователи собирают уголовное дело, Генеральная прокуратура РФ подала гражданский иск, чтобы оценить и изъять имущество, приобретенное Сафоновым и его семьей на денежные средства, добытые незаконным путем.
Всего в иске оказалось 13 ответчиков, включая несовершеннолетних детей самого Сафонова. В списке спорного имущества — более 30 объектов имущества, в числе которых квартиры, машины, дома и земельные участки. Всего в планах прокуратуры было изъятие у Сафонова и его семьи 180 миллионов рублей.
Прямо из зала суда NewsTracker передавал, что Промышленный суд удовлетворил требования прокуратуры лишь частично.
Но в последний день судебного процесса было не только оглашение определения.
Последний свидетель
Прокуратура предоставила в суд распечатку служебной записки о начале проверки в отношении Сафонова. Дело в том, что ранее адвокаты пытались понять, на основании чего имущество главы ГИБДД изначально попало под такой пристальный контроль.
Согласно документу, проверка в отношении Сафонова началась с докладной записки и по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а основанием для проверки стало возбуждение уголовного дела в отношении экс-главы ГИБДД.
Ранее на вопрос адвокатов о соотношении уголовного и гражданского дела против Сафонова прокуратура отвечала лишь о косвенной связи. Однако речь идет о гражданском процессе по противодействию коррупции. То есть неподтвержденные доходы — это в том числе деньги, которые фигурируют в уголовном деле.
Также в суде выступил один свидетель — это родная сестра Ирины Сафоновой (бывшей жены экс-главы ГИБДД) Инна Бессонова, она рассказала, как занимала сестре 2 миллиона рублей (1,55 миллиона с продажи полученной в наследство квартиры и 450 тысяч личных накоплений) в марте 2020 года, потому что у той были финансовые трудности и ей нужно было закрыть кредиты.
По ее словам, сестра сама предложила написать расписку о получении денег и свидетель представила ее суду. Пока эти деньги не возвращены. Но и сроки возврата изначально не оговаривались.
Она призналась, что и ранее могла занимать, давать или перечислять сестре крупные суммы денег, например, на покупку земельного участка для их матери.
Последний рывок прокуратуры
После допроса последнего свидетеля суд перешел к стадии прений сторон, дав шанс прокуратуре и адвокатам сформулировать финальное видение ситуации и доказать суду свою правоту.
Прокуроры отметили, что с их точки зрения, защитники не предоставили никаких опровергающих версию стороны обвинения доказательств. Кроме того, по их мнению, борьба с коррупцией становится национальной идеей. И государству следует не только наказывать нарушителя, но и отбирать имущество, чтобы подобные преступления не совершали другие.
Никакой конкретики в своих выступлениях прокуроры не привели, посчитав это излишним. Лишь еще раз проговорили, что Сафонову в рамках уголовного дела вменяется получение взяток в размере не менее 19,4 миллионов и приобретение в период с 2011 года дорогостоящего имущества (в итоговом иске прокуратуры оказалось 25 объектов недвижимости и 10 транспортных средств на сумму более 184 миллионов).
Сафонов якобы покупал это все и оформлял на близких и аффилированных лиц, чтобы не декларировать дорогостоящую собственность. В список вошли все объекты имущества стоимостью выше 1 миллиона рублей.
Гособвинители привели в пример средние ежегодные доходы всех ответчиков и пришли к выводу, что они не могли приобрести имущество на 180 миллионов рублей честным путем. Стоит отметить, что изначальный размер иска был более чем в 2 раза меньше.
Последний шанс защиты
Далее слово взяла стороны защиты. Адвокаты посчитали, что в исковом заявлении есть информация, направленная на введение суда в заблуждение, и требования, несоответствующие законодательству. Например, дом в СНТ «Полет» был приобретен задолго до инкриминируемого ему взяточничества в 2011 году и задекларирован соответствующим образом.
Кроме того, Сафонов перестал вести совместное хозяйство с бывшей женой в 2012 году, а значит, все приобретенное ей и ее родными имущество не могло быть куплено за его незаконные деньги.
Все члены семьи имели доход, достаточный для приобретения имущества. Не все автомобили, которые прокуратура внесла в иск, относятся к премиум-классу, некоторые объекты имеют статус единственной пригодной для жилья собственности, а значит изымать такое имущество нельзя.
Еще один важный пункт, на который обращает внимание защита — вступление в силу закона, которым руководствуется прокуратура, после покупки некоторого имущества. То есть на момент покупки закона не было, а значит и приобретение не может попадать под его требования. Кроме того, приобретение некоторых объектов выходит за 10-летние рамки исковой давности.
Адвокаты также напомнили суду о неверности экспертизы, так как объекты оценивали без учета стоимости строительных материалов и на момент проведения исследования, то есть по завышенным ценам.
Адвокаты пытались вызывать свидетелей, которые строили дома и могли доказать, что реальная стоимость жилья отличается от той, что указана в экспертизе, но суд не стал слушать подрядчиков. Еще интересно, что в суде выслушали только одного эксперта, и то не того. Того эксперта, который как раз проводил оценочную экспертизу, на момент завершения дела не оказалось в стране, ждать его не стали.
В целом, у адвокатов сложилось впечатление что у ответчиков пытаются забрать все имущество, только потому что они имеют какое-то отношение к Сафонову.
Итог?
Выслушав мнения сторон, суд удалился в совещательную комнату для принятия решения, но откладывать вынесение вердикта не стали.
Чуть позже в этот же день суд решил удовлетворить требования частично. И определил прекратить право собственности:
на квартиры (на улицах Осипенко, Маршала Жукова, Ленина, Пушкина и квартиру в Санкт-Петербурге, приобретенную по договору долевого строительства);
земельные участки и дома на них (три земельных участка общей площадью 1,5 тысячи квадратных метров в СНТ «Мелиоратор-3» с садовым домом площадью почти 700 квадратных метров, земельный участок площадью 46 тысяч квадратных метров в Кочубеевском районе). Знаменитый дом с золотым унитазом и цыганским убранством на улице Сипягина в Ставрополе также по определению суда должен перейти в собственность государства, а значит будет выставлен на продажу;
нежилые помещения (площадью почти 150 квадратных метров в «Белом городе», около 50 квадратных метров на проспекте Карла Маркса и часть ТЦ «Маршал»);
Автомобили Mercedes, BMW X6, Toyota Camry, BMW X7, Toyota Land Cruiser Prado, Hyundai Solaris, KIA Cerato.
Также суд определил взыскать с Сафонова и некоторых членов его семьи деньги за объекты, которые успели продать до наложения ареста на имущество. Тут речь идет о трех нежилых помещениях в Ставрополе, квартире на улице Мимоз и автомобиль Mersedes. С самого Сафонова хотят взыскать 11 миллионов как эквивалент дома в станице Старомарьевской.
Часть собственности адвокатам все-таки удалось отстоять: земельный участок (почти 90 кв. м.) и жилой дом (133 кв. м.) в СНТ «Спутник», автомобиль Ниссан Кашкай, Тойота Крузер, земельный участок (600 кв.м) и жилой дом (285 кв.м) в СНТ «Полет», нежилое помещение на улице Пушкина и 600 тысяч рублей в компенсацию стоимости квартиры на Мимоз.
Однако мотивировочную часть решения в этот день суд оглашать не стал, поэтому понять, что именно послужило причиной «спасения» собственности, пока невозможно.
Пока адвокаты и родственники Сафонова отказались от каких-либо заявлений. Но у них есть месяц, чтобы подать апелляционное заявление в вышестоящий суд.