Posted 28 июня 2022, 11:12
Published 28 июня 2022, 11:12
Modified 16 октября 2022, 19:13
Updated 16 октября 2022, 19:13
С сентября прошлого года Промышленный районный суд города Ставрополя рассматривал уголовное дело в отношении бывшего заместителя председателя правительства Ставропольского края Александра Золотарева.
Обвинение настаивало, что он неоднократно получал взятки за покровительство, не только денежными средствами, организовал систему откатов на государственных контрактах — подрядчик, проектировавший новые медицинские объекты в регионе, отдавал до половины от суммы контракта «преступной группе». В нее, согласно версии следствия, входили Золотарев и Алексей Когарлыцкий, на тот момент занимавший пост министра строительства и архитектуры Ставрополья. Однако экс-министр пошел на сделку со следствием, признал вину и его дело рассматривалось отдельно.
А вот заместитель Когарлыцкого проходит по делу Золотарева обвиняемым в одном из эпизодов. Речь идет о сдаче в эксплуатацию незавершенного легкоатлетического манежа в городе Ставрополь и не полной оплате работ подрядчика.
Основные вехи истории
На этой неделе им начали оглашать приговор. По каждому из эпизодов суд огласил те факты, которые он установил за прошедшие 9 месяцев и принял во внимание при вынесении приговора.
Что касается эпизодов о проектировании, «любимый подрядчик минстроя Ставрополья» АО «Гипроздрав» передавал многомиллионные откаты, обналичивая их через субподрядные организации для того, чтобы Золотарев и Когарлыцкий, используя свое служебное положение и связи, могли ускорять прохождение госэкспертиз.
Таким образом, преступная группа «отмывала» от 1,5 до 45 миллионов рублей на проектировании краевой детской больницы и теплого перехода между ее корпусами, нового корпуса Ставропольского краевого онкологического центра, клинической больницы Кардиологического центра.
Также суд установил, что Золотарев получал взятки в виде иного имущества за оказание влияния в пользу взяткодателей. В их число входит, например, Александр Сизов, который руководил заводом «Техноставприцеп». Золотарев же должен был помогать ему и на выборах, и при розыгрыше госконтрактов. За такое покровительство Золотарев получил автоприцеп для перевозки багги. В число таких неденежных взяток включен и ремонт искусственного пруда на территории домовладения материа Золотарева.
Свидетели и полиграф
По мнению суда, экс-зампред осознавал, что совершает преступные действия, и то, что все это может повлечь общественно опасные последствия. Суд рассказал, что Золотарев не признал вину и отрицал любые отношения с Когарлыцким, кроме рабочих.
Далее огласил важные для принятия решения показания свидетелей. Например, что замруководитель «Гипроздрав» не была в курсе участия Золотарева в схеме и никогда с ним не пересекалась.
Суд обратил внимание, что показания некоторых свидетелей, в частности главных посредников, при откатной схеме были изменены. Посредники вымогали у экс-зампреда 70 миллионов, в противном случае угрожали повесить на него всю вину, а потом они планировали взяться и за других крупных чиновников региона.
Суд включил в приговор и показания самого Золотарева, данные на полиграфе, где тот пояснял, что тот же прицеп принадлежал и был заказан и оплачен его родным братом, а пруд никакого ремонта сторонними специалистами «не видел». Суд отметил, что полиграф подтвердил правдивость его слов.
При этом суд подчеркнул, что вина Золотарева доказывается протоколами допроса, обысков, очных ставок и других следственных действий. Которые, например, доказывают, что фирмы, через которые отмывались деньги, являлись фирмами-однодневками. В числе таких важных доказательств немало и показаний свидетелей, в том числе посредников, которые рассказывали как на их глазах Когарлыцкий клал «долю» от отката в машину Золотареву на переднее пассажирское сидение.
Правда, такая история сильно отличается от версии защиты, которую она пыталась вести все 9 месяцев — Золотарев никогда не ездил в машине один.
Противоречия и выбор стороны
К слову, суд дал оценку всем показаниям свидетелей и вещественным доказательствам и огласил, какие именно он считает нужным положить в основу обвинения, какие противоречия считает незначительными, а каких свидетелей считает лишними в уголовном деле, так как они не раскрыли никакой важной информации ни об одном из эпизодов.
К примеру, суд посчитал, что показания нескольких свидетелей, справки и документы, не могут быть положены в основу приговора, так как они противоречат показаниям Когарлыцкого. По той же причине суд критически отнесся к заявлению Золотарева о собственной невиновности.
В целом, к доводам стороны защиты суд отнесся критически, включая ответы прокуратуры о том, что по результатам проверки расходы семьи подсудимого не превышают их доходов.
«Вопреки доводам стороны защиты вина подсудимого по каждому из эпизодов получила свои подтверждения», — зачитал председательствующий судья.
В итоге практически все доводы защиты суд назвал надуманными и необоснованными.
Признать виновным
После почти шести часов оглашения вводной части приговора суда перешел к результатам девятимесячного судебного следствия.
За пять преступлений Александра Золотарева приговорили к 9 годам колонии строго режима, штрафу в размере 150 миллионов рублей и запрету занимать руководящие должности в органах государственной власти на срок 6 лет.
Такое наказание суд определил путем частичного сложения наказаний за каждый эпизод. В основном это 7-8 лет тюрьмы и штрафы в двух- или трехкратном размере взятки.
При вынесении решения суд руководствовался в том числе количеством человек, чьи интересы были затронуты, а также учел личностные характеристики подсудимого и наличие малолетних детей у него на иждивении.
Важно, что суд отменил арест на имущество семьи Золотарева. Автомобили и дорогие часы, ранее изъятые у Золотаревых, суд определил вернуть владельцам, постановил снять арест со всех банковских счетов всех членов семьи экс-зампреда Ставрополья, квартир, парковочных мест, нежилых помещений.
Напомним, что представитель родственников, на чье имущество был наложен арест, давно подавал ходатайство о снятии ареста, однако суд каждый раз отклонял данное прошение.
Оправдать
Кроме взяточничества, Золотарева обвиняли в превышении должностных полномочий и подстрекательстве по эпизоду о легкоатлетическом манеже.
Отдельно суд зачитал основные моменты из показаний второго подсудимого — Ивана Якимова, в которых он пояснял, как на него давил Когарлыцкий и что документ о вводе в эксплуатацию легкоатлетического манежа был подписан им совершенно законно — на основе заключений других контролирующих организаций.
Но суд все же отметил, что действия Якимова выходили за пределы его полномочий и повлекли последствия, но несмотря на это в действиях подсудимых состава уголовного преступления не нашел. Поэтому оправдал обоих.
Так как Якимов проходил по делу только в этом эпизоде, его суд оправдал полностью.
Правда, таким решением осталась недовольна прокуратура Ставропольского края. Уже стало известно, что она планирует обжаловать приговор в этой части. Будут ли они обжаловать срок за взятки для Золотарева — неизвестно, хотя изначально прокуратура требовала для него целых 15 лет тюрьмы.