Убыточное пике. Почему прохладительные напитки на Ставрополье не приносят прибыли

12 июля 2021, 15:35
Потенциал рынка прохладительных напитков в России еще далеко не исчерпан, считают эксперты. Что мешает ставропольским производителям в борьбе с экономической жаждой, разбирался корреспондент NewsTracker.

Российский рынок

Общий объем продаж сладких напитков в России 7,3 миллиарда литров, по информации издания «Бизнес-вектор» за предыдущий год. В денежном выражении оборот внутрироссийского рынка свыше 140 миллиардов рублей.

Почти половину (46%) рынка занимают самые популярные напитки — газировки и лимонады (в прошлом году продано 3,4 миллиарда литров).

Около трети продаж приходится на соки, нектары и морсы (2,5 миллиарда литров). На третьем месте по популярности — квас (за прошедший год продан 1 миллиард литров). Закрывает рейтинг холодный чай (продано 0,5 миллиарда литров).

Доля импорта на российском рынке напитков очень небольшая, однако доминируют локализованные производства двух международных корпораций. До 70% российского рынка занимают дочерние компании корпораций Pepsico и Coca-Cola.

Отечественный производитель, по мнению экспертов, сумел заработать в этой отрасли кредит доверия потребителей.

«Есть большое доверие, которое сформировалось за последние годы, российского потребителя именно к отечественной безалкогольной продукции. Сейчас рынок безалкогольной продукции фактически более 90% российский потребитель выбирает продукцию российского производства», — отметил вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев.

При этом российский рынок, по оценкам аналитиков, имеет большие перспективы для роста. В среднем житель России выпивает свыше 50 литров сладких безалкогольных напитков — вдвое меньше, чем в странах Западной Европы. От мировых лидеров потребления (Аргентины и США) отрыв еще существеннее — до 3 раз.

Рынок в ожидании скачка цен

Однако риски отечественных производителей в последнее время серьезно растут. За два года резко увеличились затраты на сырье. Наиболее ощутимый скачок цен показал сахар — подорожание более чем в полтора раза только за минувший год (+64%).

Сейчас рынок взволнован ожиданием роста цен на концентраты и пюре из экзотических для России фруктов — до недавнего времени на их ввоз из-за рубежа действовала нулевая таможенная пошлина. Вопросом занялась Торгово-промышленная палата России.

«Мы обратились сейчас в ЕЭК [Евразийская экономическая комиссия] по вопросу сохранения нулевой таможенной пошлины на пюре из экзотических и тех фруктов, которые мало произрастают на территории России. Нам это нужно для производства детского питания и тех же самых соков — с тем, чтобы их цена не повышалась», — рассказал Фатеев.

Убыточный регион

На Ставрополье на текущий момент зарегистрировано 39 предприятий, которые производят безалкогольные сладкие напитки. Примерно четверть из них находится на стадии ликвидации.

По официальным данным, отрасль в регионе наращивает прибыль —общий результат местных предприятий по прибыли в 2020 году составил почти 1,5 миллиарда рублей. Хотя до сих пор этот показатель был далек от 1 миллиарда рублей, самым неудачным выдался 2018 год (486 миллионов рублей общей прибыли отрасли).

Специальной статистики по динамике экономических показателей отрасли регион не публикует. В эту статистику входит производство всех безалкогольных напитков, включая розлив минеральной воды. В этом сегменте высокая конкуренция среди добывающих компаний. Здесь работают 24 недропользователя, которым выдано 32 лицензии. Каждый день они добывают около 15 тысяч кубометров минеральной воды.

Компании, которые сосредоточены именно на производстве сладких безалкогольных напитков, в основном считают убытки. В публичных отчетах последних 5 лет предприятия отражают по большей части только убытки — от 7 миллионов рублей в 2016 году до 25 миллионов по итогам 2020 года.

#Аналитика #Юрий Слинько
Подпишитесь