Posted 6 апреля 2021, 09:48

Published 6 апреля 2021, 09:48

Modified 16 октября 2022, 19:03

Updated 16 октября 2022, 19:03

Почему пенсионеры стерилизуют бездомных собак вместо властей КБР

Почему пенсионеры стерилизуют бездомных собак вместо властей КБР

6 апреля 2021, 09:48
Фото: Медиахолдинг1Mi.
Активисты за свои деньги проводят стерилизацию бездомных животных в Нальчике. При этом власти округа и региона в это время даже не предпринимают попыток остановить рост численности животных. Корреспондент Newstracker попытался выяснить, почему неравнодушные местные жители Нальчика делают работу властей.

Президент благотворительного фонда «Я твой друг» Оксана Кокова рассказала, что в районе аэропорта и вокзала с помощью двух-трех человек простерилизовала 50 собак за свои средства. «Выхожу и каждый день их кормлю. Возле меня есть игровая площадка, на которой я обучаю детей не кричать, не визжать, не бить собак. Живем — ни одного укуса. Только лай есть — они защищаются», — сообщила собеседница.

Она отметила, что в Атажутинском саде, в котором по словам главы регионального исполкома ОНФ в Кабардино-Балкарской Республике Евгения Бакаева, живет много собак, за бездомными животными также ухаживает неравнодушный житель. «Заслуженный деятель Кабардино-Балкарии и России, в прошлом балетмейстер, Юсуф Эминов, которому 81 год, кормит в этом парке бездомных собак 40-50 лет», — рассказала собеседница. В этом месте, как сообщила Кокова, также находятся другие общественные организации, которые собирают средства на животных.

«Но мы стерилизовали собак на его деньги, потому что своих уже не было. Я их простерилизовала, просидела с ними (после операции) и отвезла обратно. Только одна есть красотка, которая не поддается ничему, рожает уже второй раз», — поделилась Кокова. Она добавила, что эти операции провели около двух лет назад. «Там были собаки стаями, до 20. Сейчас их десять, мы остановили там рост популяции бездомных животных», — заключила президент благотворительного фонда.

По словам общественницы, собаки — санитары этого парка, которые убивают крыс «размером с лошадь» и змей. Она назвала псов очень социализированными, однако отметила, что множество людей их бьют.

«Мы официально зарегистрировали фонд по одной причине. В каждом дворе, в каждом районе, в каждом регионе, есть, как любят говорить, сердобольный: кормит собак, ухаживает. И у нас таких людей много. Лично я кормлю 70 собак — ни у кого копейки не беру. Одна бабушка кормит 30 животных, другая — десять, третья — пять и так далее», — рассказала Кокова.

По оценкам президента благотворительного фонда, за счет жителей 40% уличных собак в республике стерилизованы. «Неравнодушные люди преклонного возраста реализуют федеральный закон со своих пенсий», — сообщила она.

Собеседница рассказала, что в Нальчике находится минимум 40 тысяч бездомных собак. «Если пойти по селам, по частному сектору, которые ящиками собак выкидывают, то в республике можно насчитать больше 150 тысяч животных, которые нуждаются в помощи. На стерилизацию — минимум 70 тысяч», — поделилась Кокова.

Почему нет приюта

Кокова рассказала, что с 1999 методы обращения с животными были на усмотрение региона. «Хотите — стройте приюты, хотите — убивайте. Наши выбрали убийство», — сообщила общественница.

Она отметила, что затем в 2014 году появился приют на территории зоопарка, но он не соответствовал стандартам содержания и обращения с животными.

«Мы создали организацию, в которую входили 16 специалистов: ветврачи, кинологи, юристы, экономисты, сварщики и так далее. Когда еще не было закона, в 2017 году, предложили свои услуги для государственно-частного партнерства — построим приют и начнем делать эту работу (стерилизацию и другую)», — рассказала Оксана Кокова. По ее словам, фонду «дали отворот поворот», потому что строить приют и содержать животных — это обязанность региона.

Активистка также сообщила, что обращалась с идеей строительства многофункционального комплекса к предыдущему главе республики Юрию Кокову. «Он одобрил наш проект, звонил мэру Нальчика, говорил выделить землю и сотрудничать с нами. Но нас игнорировали, тянули время. Теперь у нас другой глава, которому говорят, что все решают. До сих пор решают», — сообщила она.

По словам общественницы, в 2018 году вышел закон об ответственном обращении с животными, через год уже должны быть приюты. «Они их не строят, ссылаясь на поправки в закон 2020 года. Но поправки касались диких животных, цирковых, опасных пород», — добавила Кокова.

Согласно Федеральному закону от 27 декабря 2018 года «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям субъектов страны относится работа с приютами. А именно «установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями». Кроме этого, в законе сказано, что мероприятия по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных. Кабардино-Балкария передала эти полномочия муниципалитетам.

«Животное поступает в приют, десять дней сидит на карантине, десять дней глистуется, десять дней стерилизуется. После этого снимаются швы. Потом вакцинируется, вносится в единую базу данных (расцвет, окрас, длина хвоста, место обитания и так далее). Отвозится туда, откуда было изъято, под видеофиксацией, отдается под подпись заявителя. И тогда процедура выполнена», — объяснила общественница. Она добавила, что по нормам приют должен располагаться минимум на двух-трех гектарах земли.

По словам общественницы, не имея приютов, нельзя отвозить собак в учреждения других регионов, как это предлагают делать в региональном отделении ОНФ.

Кокова отметила, что власти не только не обеспечивают животных приютами, но даже жалеют денег на агитацию. «Я предлагала поставить рекламу с призывом гуманного обращения и правилами поведения рядом с бездомным животным. Хотя бы начните призывать людей к гуманности и ответственности, если вы свои обязанности не исполняете. Этого тоже не делают», — сообщила она.

Бездействие

Корреспондент Newstracker 26 марта сделал запрос в администрацию городского округа Нальчик с вопросом о том, что делают власти для регулирования численности животных. По телефону представитель организации сообщил, что запрос находится в работе.

Кроме этого, журналист обратился в прокуратуру Кабардино-Балкарии, чтобы узнать, проверяли ли работу властей в сфере обращения с бездомными животными. Там обещали предоставить информацию позже.

Глава регионального исполкома ОНФ в Кабардино-Балкарской Республике Евгений Бакаев подтвердил, что благотворительный фонд «Я твой друг» уже несколько лет предлагает региональным властям по собственному проекту обустроить приют.

«Действительно, президент организации что-то делает, помогает сдерживать рост популяции собак. Возле дома она обустроила мини-приют, поставила будки, там более 20 собак, наверное», — сообщил Бакаев.

Он отметил, что люди жалуются на собак, хотя те стерилизованы. «Наши рейды и жалобы жителей говорят о том, что уровень агрессии у стерилизованных животных ниже, но он все равно присутствует. И поэтому желательно, чтобы бесхозные животные, которые проявляют агрессию, в соответствии с законодательством могли бы быть отловлены и помещены в приют для пожизненного содержания», — считает глава регионального исполкома.

По мнению собеседника, к этой критической ситуации привело то, что власти, как региональные, так и муниципальные бездействуют с первого января 2020 года. «Неравнодушные граждане по всем районам Нальчика и другим муниципальным образованиям за свои средства, исполняя свой гражданский долг, стерилизуют, вакцинируют, лечат, ухаживают за животным. Тем самым они исполняют обязанности муниципальных образований и региональных властей», — сообщил он.

Бакаев сообщил, что хотя активисты сдерживают рост популяции, необходим практический шаг от муниципальных и региональных властей в наведении порядка в этом вопросе. «Муниципальные власти, конечно, должны еще призывать к ответственному обращению с животными: чтобы тех не били палками и не забивали камнями. Нет даже телефона, куда обычный гражданин может обратиться с просьбой нейтрализовать агрессивное животное — это ненормально. И эта ситуация продолжается более года», — поделился активист.

Бакаев рассказал, что представители ОНФ региона были на круглом столе в управлении ветеринарии, писали письма в адрес руководства республики. «Нам дан ответ о том, что прорабатывается вопрос о строительстве нескольких приютов: регионального, муниципального. Возможно, в скорости этот вопрос будет решен. Но сроки никакие не обозначены; когда это будет сделано, непонятно. Нет телефонов, по которым может обратиться гражданин по нейтрализации агрессивных животных или просто бесхозных коров, лошадей, лисиц, полубешеных кошек, енотов — всякое может быть. Здесь явное бездействие должностных лиц, которые не принимают никаких шагов для урегулирования ситуации», — заключил собеседник.

Он добавил, что обязанность властей — регулировать численность бездомных животных и бороться с бешенством. «Некоторые администрации муниципальных образований проводят конкурсы, электронные аукционы на этот вид деятельности, не получают ни одной заявки, говорят, что взятки с них гладки. Но на самом деле, бездействие заключается в том, что вопрос не решается. У муниципальных властей есть возможность изыскать дополнительные средства в региональных и местных бюджетах и обустроить в соответствии с законодательством приюты для животных», — считает активист.

Он отметил, что у властей нет прописанной обязанности строить приюты. «Но и ответственность за регулирование численности и борьбу с бешенством никто не отменял. Должна быть какая-то политическая воля или просто желание региональных властей навести в этом вопросе порядок. Допустим, берем Чечню — есть приюты, агрессивные собаки отлавливаются помещаются туда. Ставропольский край — тоже есть приюты, туда помещаются животные на вакцинацию, стерилизацию», — привел пример собеседник.

Подпишитесь