Posted 21 января 2021, 10:40

Published 21 января 2021, 10:40

Modified 16 октября 2022, 18:52

Updated 16 октября 2022, 18:52

«Мелкая недоработка» или крупный провал: кто виноват в сходе лавины в горах Домбая

21 января 2021, 10:40
В понедельник по домбайской горнолыжной трассе сошла лавина, которая унесла жизнь одного человека. Корреспондент Newstracker попытался выяснить, почему никто не увел людей в сторону и кто именно способствовал сходу снежной волны.

Как сообщило МЧС Карачаево-Черкесии, на горнолыжную трассу на горе Мусса-Ачитара (высота 2700 метров) в поселке Домбай сошла лавина.

По данным прокуратуры региона, около 13 часов в этот день сотрудники Домбайского военизированного противолавинного отряда ФГБУ «Северо-Кавказская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы» выстрелили из орудия, чтобы принудительно спустить лавину с верхней части склона горы Мусса-Ачитара. «Вследствие чего произошел неконтролируемый сход снежной лавины на участок, где находилось значительное число людей, один из которых погиб», — сообщили в ведомстве. Известно, что погибшим оказался президент федерации горнолыжного спорта и сноуборда «Домбай» Хаджи-Мурата Маршанкулова.

Следком республики возбудил уголовное дело из-за «Халатности, повлекшей по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека». Виновному по этой статье грозит до пяти лет лишения свободы.

Как сказано на официальном сайте ФГБУ «Северо-Кавказская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы», эта организация была создана указом президента РФ 22 августа 1998 года. Учреждение находится в непосредственном подчинении Росгидромета, у нее есть подразделения без образования юридического лица на территориях обслуживания: Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии-Алании и Дагестана.

На сайте также сказано, что учреждение занимается активным воздействием на метеорологические и другие геофизические процессы для защиты сельскохозяйственных культур от градобитий, а также обеспечением безопасности от снежных лавин на территориях республик.

Как следует из данных системы «Спарк-Маркетинг», служба в 2020 году заключила всего два контракта с министерствами сельского хозяйства Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. В первом случае стоимость контракта составила 7,8 миллиона, во втором — 22 миллиона. За эти деньги учреждение должно защитить растения от града. В обоих случаях «Северо-Кавказская ВС» была единственным участником закупки, торги проходили без снижения цен.

Почему были люди

На вопрос о том, почему люди оказались на пути лавины, корреспонденту NewsTracker ответил исполняющий обязанности мэра Карачаевского городского округа Альберт Дотдаев.

По его словам, канатки в момент схода лавины были остановлены, бугельные подъемники не работали. Однако на плоском склоне были «вольношатающиеся». «Они могли метров сто пройтись и скатываться, это для начинающих. Такие люди там были, они катались, учились», — сообщил Дотдаев.

Он отметил, что посетителей не предупреждали через громкоговоритель о том, что стоит сойти с трассы. «То есть, было предупреждение, канатки и бугеля были закрыты, но согнать людей физически не успели», — рассказал исполняющий обязанности мэра округа.

Собеседник добавил, что уводить катающихся должен наряд полиции или охрана, но в тот день никто этого не сделал. «Нужны оповещения по громкоговорителю, службы, которые им бы сказали сходить. Это дело не было поставлено, будем над этим работать. Мы не были готовы к такому случаю, там последние 25 лет не было лавин», — сообщил Дотдаев. Он назвал произошедшее несчастным случаем, «мелкой недоработкой».

Дотдаев рассказал, что власти пока не рассматривали, насколько семья погибшего нуждается в помощи. «Погиб предприниматель, который занимался там лыжным прокатом. Посмотрим, вопрос о помощи еще не стоял, мы это не обсуждали», — добавил он.

По версии сына погибшего, члена горнолыжной федерации «Домбай» Шамиля Маршанкулова, сход снежной массы спровоцировали ошибочные или даже намеренные действия сотрудников лавинной службы. Он предположил, что спуск лавины мог быть даже местью горнолыжникам, потому что ранее у начальника лавинной службы со спортсменами был небольшой конфликт.

СМИ со ссылкой на начальника «Северо-Кавказской военизированной службы по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы» Хизира Чочаева сообщают, что лавину пытались обрушить, чтобы спасти канатную дорогу. В частности, были заключены договоры с ООО «Канатные дороги Домбая» и с ООО «Русская поляна».

Сколько боялись потерять канатные дороги из-за простоя

Как утверждают очевидцы в соцсетях, даже после схода лавины в кассах продолжали продавать ски-пассы. Корреспондент обратился за разъяснениями в «Канатные дороги Домбая», однако там от комментариев отказались.

«Пожалуйста, звоните в администрацию. Это частная организация „Канатные дороги“, мы ни на какие вопросы не можем ответить», — сообщила сотрудница. Тогда журналист пояснил, что вопросы возникли именно к этой компании и попросил номер пресс-секретаря. «Я кассир. Какой ко мне вопрос? Сейчас все очень заняты, звоните только в администрацию Домбая», — добавила собеседница. На вопрос, когда будут продаваться билеты, она сказала, что не знает.

Однако, когда корреспондент NewsTracker позвонил этому же кассиру как турист, то она рассказала о работе «лесной трассы». По словам сотрудницы, стоимость ски-пасса не изменилась и составляет две тысячи рублей в день на взрослого человека.

Чтобы посчитать, сколько бы стоил день простоя канатных дорог из-за лавиноопасности, стоит обратиться к статистике.

В новогодние выходные 2021 года горные курорты республики приняли 150 тысяч туристов (+15% по сравнению с таким же периодом прошлого года), об этом сообщила Ассоциация туроператоров со ссылкой на правительство региона. То есть, можно предположить, что в этом году зимний сезон стал скорее лучше предыдущего, но взять за средний показатель цифры прошлого года.

Как сообщали СМИ, в предыдущий зимний сезон 2019–2020 годов турпоток «Домбая» составил около 300 тысяч человек, с 30 декабря по 8 января курорт посетило — 60 тысяч туристов и экскурсантов. Исходя из этих цифр, в среднем, не в новогодние праздники, «Домбай» посещало 2 307,7 человек в день. Вероятно, минимум такое же количество туристов было на курорте в новом сезоне.

В Домбае работает несколько канатных дорог: новый комплекс, старая очередь канатно-кресельных дорог- «Югославка (2550-2980 метров), маятниковая канатная дорога, бугельно-буксировочные дороги. Средняя цена ски-пасса составляет 1800 рублей. Если предположить, что около двух тысяч человек покупают ски-пассы, то в день все канатные дороги зарабатывают 3,6 миллиона. И в случае остановки работы на день они бы потеряли примерно такую выручку.

Как канатки связаны с сенатором

За работу новых канатных дорог в этом месте отвечает одноименная организация ООО «Канатные дороги Домбая». Согласно данным «Спарк», компания была зарегистрирована около десяти лет назад. В 2019 году ее чистая прибыль составила 21,7 миллиона рублей.

Гендиректором компании указан бизнесмен Вениамин Хубиев. Этот человек является владельцем ЧОО «Крепость», 60% ООО «Форпост», в прошлом ему принадлежало несколько фирм, он был ликвидатором больше 40 организаций.

С 2010 по 2016 года «Канатные дороги Домбая» принадлежали Минимуществу Карачаево-Черкесии. В 2016 владельцем организации стала ИСК «Кубанское», которая занимается строительством дорог и автомагистралей. Эта компания — крупный поставщик для бюджетных организаций в Карачаево-Черкесии, в 2020 году сумма ее госконтрактов составила 12,6 миллиарда рублей.

«Кубанскому» помимо «Канатных дорог Домбая» также принадлежит АО «Домбай 3012», ей управляет Асхат Салпагаров. Фирма занимается деятельностью гостиниц и прочих мест для временного проживания, туристических агентств и перевозкой пассажиров фуникулерами, подвесными канатными дорогами и подъемниками, являющимися частью городской или пригородной транспортной системы. То есть, эта компания также работает с канатками.

Совладельцами «Кубанского» являются Асхат и Расул Салпагаровы, которых называют основой этой семьи. На их фирмы в республике приходится более 80% всех господрядов. Ранее доля «ИСК Кубанское» принадлежала сенатору от КЧР Ахмату Салпагарову. Сенатора и его родственников причисляют к клану Рашида Темрезова.

В январе 2019 году «Кубанское» была замечена в картельном скандале. Как сообщает ФАС, пять лет назад между ООО «Шанс», ООО ИСК «Кубанское», ООО СУМС «Карачаевское», ООО «Югэлектромонтаж» и ООО «Фирма «Агрострой» было заключено антиконкурентное соглашение, которое привело к поддержанию цен на торгах. С конца 2017 к данному соглашению присоединилось ООО «Инвест».

Как следует из материалов дела, общая сумма конкурсных процедур, проведенных при действии этой договоренности, составляет 3,9 миллиарда рублей. Соглашение прекратило свое действие в конце 2018 года. «Дирекция капитального строительства» республики признана ФАС виновной в нарушении порядка определения победителя электронного аукциона, которое могло привести к ограничению конкуренции. Стоит отметить, что в прошлом дирекцией управлял сам Ахмат Салпагаров.

Еще одной компанией, которая работает в Домбае в перевозках пассажиров фуникулерами, подвесными канатными дорогами и лыжными подъемниками является ООО «Русская поляна». В 2019 году компания заработала 525 тысяч чистой прибыли, на конец года в ней работало больше 40 человек.

Ее гендиректором указан Осман Текеев, владельцами — 29 человек, включая руководителя. В январе прокуратура сообщила, что несколько аварийных дорог Домбая не соблюдали правила пожарной безопасности, включая «Русскую поляну», «Канатные дороги Домбая», и ЗАО Маятниковая канатная дорога «Домбай».

Последняя компания, ЗАО Маятниковая канатная дорога «Домбай» (сейчас — ООО МКД «Домбай»), принадлежит Назиру Байчорову. На конец 2019 года в ней работало около девяти человек.

Системные проблемы

Технический директор Российского лавинного центра, профессиональный член Канадской лавинной ассоциации Григорий Минцев рассказал, что дистанционный сход лавины — достаточно стандартная ситуация. «Возникают условия, позволяющие передать разрушение слоев внутри снежного покрова на соседние склоны. Здесь ни при чем „сейсмо“, как можно прочитать в некоторых комментариях. Это вопрос исключительно структуры снежного покрова. И явление это очень распространенное как и среди любителей-экстремалов, которые катаются на лавинном рельефе, так и в промышленных масштабах», — сообщил он.

По его словам, если по современным стандартам следить за обстановкой, то подобный сход лавины можно предсказать с достаточно высокой долей вероятности. «Но для этого должны быть специалисты и системный подход к этому вопросу», — считает эксперт.

Он полагает, что для измерений нужны «лавинщики», которые знают, как формируется снежный покров. «В России это в первую очередь гляциологи (специалисты, занимающиеся изучением всех видов льда, снега, водоемов), которые специализируются в том числе на снежных лавинах. В мире это отдельная профессия — специалисты в лавиноведении», — сообщил эксперт.

По его словам, все, что нужно специалистам, — это находиться на месте, отслеживать погоду, состояние снежного покрова, вырывая снежные шурфы (вертикальные выработки в снежном покрове для изучения его строения и отбора образцов снега) и получая из них информацию.”Это может производиться как автоматически, так и в ручную, но в любом случае для этого не требуется какого-то очень специального оборудования, нужна в первую очередь структура работы лавинной службы и специалисты с соответствующим образованием», — сообщил эксперт.

Минцев привел в пример Красную поляну. «Там достаточно посмотреть на аккаунт в инстаграме лавинной службы курорта „Роза-Хутор“, где подробно и детально рассказывается, как они работают, какие факторы вызывают те или иные лавинные проблемы и так далее. Это все более чем достижимо в российском пространстве при желании», — считает специалист.

Он отметил, что в России нет единых стандартов работы лавинных служб. «Но тем не менее есть Росгидромет, который лицензирует эти службы, определяет порядок их работы», — рассказал Минцев. Эксперт предположил, что такая служба есть в Домбае, однако он не знаком детально с методами их работы, которые, вероятно, нигде не опубликованы.

По его словам, в России есть места, горнолыжные комплексы, где лавинной службы вовсе нет. «Может быть, потому что там лавины сходят редко. Но тем не менее они сходят, как случилось в Норильске рядом с горнолыжным комплексом, и наличие лавинной службы могло бы просто предотвратить эту трагедию», — считает эксперт. (В Норильске 8 января лавина разрушила дом, в результате чего погибли три человека — Newstracker).

По мнению эксперта, в России в целом есть проблема с лавинным образованием как среди профессионалов, так и среди любителей. «Это, скорее, сказывается на ситуации. И все те случаи происходят не потому что кто-то конкретный виноват, эта системная проблема, системная ошибка. И пока не начнет исправляться общая обстановка с лавинным образованием и с общей лавинной культурой, то ситуация не сильно сдвинется с мертвой точки», — заключил он.

Подпишитесь