Posted 22 февраля 2020, 08:35
Published 22 февраля 2020, 08:35
Modified 16 октября 2022, 18:21
Updated 16 октября 2022, 18:21
Развязка, по сути, первый глобальный проект по борьбе с пробками на дорогах. Дорожные заторы уже попадают на полосы местных газет. Сейчас в ставропольских пробках утром и вечером можно простоять около полутора часов. На этом фоне в прошлом году и появился проект многоуровневой развязки, который якобы должен решить проблему.
Администрация Ставрополя уже разыграла контракт на подготовку проекта. На общественных слушаниях 14 февраля горожан впервые ознакомили с реальными планами строительства. Проектировщики ориентировались на генплан города, составленный еще в 2011 году.
Проект предусматривает строительство дорожного полотна на трех уровнях:
— надземная дорога по проспекту Кулакова шириной в 4 полосы,
— подземная дорога по улице Ленина в 4 полосы,
— наземная кольцевая развязка шириной в 2 полосы.
Попутно должны быть построены тротуары шириной 3 метра, велосипедные дорожки шириной 1,5 метра, 4 автобусных остановки и подходы к ним.
Подрядчик запроектировал участок протяженностью 1,5 километра. Новая развязка, согласно проекту, займет площадь почти 7 гектаров. Соседний Ботанический сад и сквер памяти, по словам проектировщиков и представителей администрации, строительство не затронет.
«Планируемая многоуровневая развязка предназначена для снижения транспортной нагрузки на пересечении улицы Ленина и проспекта Кулакова, а также повышения безопасности участников дорожного движения», — заявил архитектор компании подрядчика «Матрица» Владимир Гришин.
Последняя озвученная мэрией стоимость проекта — порядка 4 миллиардов рублей. Однако эта сумма с течением времени только растет. Такое непостоянство мэрия объсняет тем, что разработка проекта еще не завершена и сейчас решается только вопрос резервирования земли под строительство.
«Изначально говорили о 1,5 миллиардах рублей, потом о 2,5, а теперь говорят о 4 миллиардах. «И это при том, что проект еще не разработан, да и в стоимость не входит перенос коммуникаций. А как известно, это далеко не дешевое удовольствие. Главный аргумент властей, которым они объясняют необходимость строительства этой развязки, — это борьба с пробками. Но решит ли это проблему?» — заявил в одном из своих роликов бывший депутат Ставропольской городской Думы и руководитель общественного движения «Наша инициатива» Александр Куриленко.
Основной аргумент противников развязки — она не поможет в борьбе с пробками.
«Пробка на этом пересечении, может быть, и исчезнет, но она сдвинется в сторону ЮСИ и всего микрорайона Перспективный, в районе Мелодии, вниз по улице Ленина в район Водоканала и по старой и новой Объездной. Все это будет большой пробкой», — считает Куриленко.
Но помимо самого проекта, много деталей вызывают сомнения. Вопросы возникли даже по поводу открытости слушаний для простых граждан. По словам активистов, на сайте невозможно было найти информацию о предстоящем обсуждении.
«На сайте ставрополь.рф только одни слушания на 14 февраля и раздел оповещения о проведении слушаний выдает ошибку. То есть нарушена законодательная обязанность по оповещению населения в электронной форме через сайт администрации», — сказано в обращении активистов, которое они передали после публичных слушаний в городскую комиссию по землепользованию и застройке.
Сами организаторы слушаний от мэрии, открывая мероприятие, доложили, что объявляли о встрече через муниципальную газету.
Аргументы против самой развязки тоже были изложены в письменном виде и направлены в администрацию города. Противники проекта считают, что новая развязка приведет к множеству экологических, экономических и социальных издержек из-за ограничения движения в районе перекрестка на время строительства. В конце концов, новая дорога будет неудобной для пешеходов, считают активисты.
Среди аргументов «против» называют также возможное снижение стоимости недвижимости в районе развязки.
«Строительство многоуровневой развязки приведет к разрушению пешеходной инфраструктуры и снижению удобства пешеходов в связи с устройством подземных пешеходных переходов, которыми не могут пользоваться отдельные категории граждан. [Появление развязки повлечет за собой} нарушение связанности районов Психбольницы и Ботаники — между которыми возможно будет передвигаться только на автомобиле», приведет к «росту пробок (приводят в пример парадокс Льюиса-Могриджа — чем больше строится дорог, тем больше становится машин)», «дорогому обслуживанию самой развязки. [Приведет] к потере трех троллейбусных маршрутов; опасаются, что после окончания строительства маршруты №1, 7, 9 не восстановят. К снижению стоимости недвижимости в районе новой развязки в связи с ухудшением городской среды в районе Ботаники и увеличению социальных, экономических, экологических издержек в связи с перекрытием на время строительства части улиц, увеличения в связи с этим количества пробок, а также возможной вырубки Ботанического сада, сквера памяти», — изложила аргументы из обращения горожан заведующая отделом подготовки градостроительной документации Ольга Сирый.
В ходе слушаний слушаниях многие горожане согласились с этими аргументами и добавили еще немало новых.
Противники проекта высказывались за альтернативные варианты решения проблемы пробок. Одним из них мог бы стать современный парк общественного транспорта большей вместимости, который позволит сократить число машин на дорогах.
«Было время, что пробок не было в Ставрополе. Просто не было автомобилей, было несколько сотен машин. Сейчас в Ставрополе зарегистрировано более 200 тысяч автомобилей. Их количество растет. Конечно, городская дорожная сеть не способна переварить такую нагрузку. Кроме того, не создается никакой полноценной альтернативы автомобилистам, которые могли бы в перспективе пересесть на электробусы, велосипеды. Возможно, троллейбусы, хотя у нас троллейбусный парк в Ставрополе практически похоронен. Никаких условий для этого пока в городе нет. Как результат, город задыхается в пробках. Люди проводят в них иногда по 2-3 часа. Это печально. Город полумиллионный, но это не настолько большой, чтобы 2-3 часа проводить в пробках при выезде на работу и домой. Печально, что городские власти только совсем недавно заметили эту проблему», — заявил заместитель председателя думы Ставропольского края Александр Кузьмин.
На слушаниях вспомнили, что новенький храм Сергия Радонежского на Кулакова в свое время построили незаконно. Этот казус стал едва ли не аргументом администрации в ходе слушаний.
«Денег таких [на строительство развязки] пока ни в городе, ни в крае нет. Но можно земли зарезервировать. Это необходимо. Как пример, строительство церкви. Ее никто никогда не разрешал строить, потому что все знали, что генеральным планом здесь определено строительство развязки. И где пройдет правый поворот с Кулакова, никто не знал. Но тогда земли не резервировались — церковь появилась. Администрация такого разрешения не давала. Ее теперь уже приняли в федеральную собственность и приходится корректировать проекты, которые раньше делали с правым поворотом. Там чуть ли не снести эту церковь. Я просто не представляю, как будет существовать эта церковь после того, как появится эта развязка (а она появится, хотим мы этого или не хотим)», — рассказал бывший главный архитектор Ставрополя Петр Маркатун.
По его мнению, под строительство необходимо резервировать еще больший участок земли и отказаться от работ под землей.
«Развязка все равно будет. И чтобы к моменту, когда нужно будет ее делать, земли остались, надо их зарезервировать. Я бы еще больше зарезервировал. Есть такие ситуации... Там правый поворот под острым углом проходит — это не совсем правильно, должно быть под тупым углом», — подытожил Маркатун.
Слушания в здании администрации проходили довольно спокойно, но не всем оппонентам удавалось сдерживать эмоции.
«Я руководитель политической партии в Ставропольском крае. Я участник политического и законотворческого процесса…. Вы мне рассказываете сюда 4 миллиарда, туда 4 миллиарда… Не перебивайте меня. Перед вами стоит человек, который участвует в политическом процессе, представляет народ в думе Ставропольского края. Вы заместитель — замещайте!» — переходя на крик заявил зампредседателя думы Ставрополья Александр Кузьмин, пока его пытались остановить.
В финале своей речи он поддержал противников проекта. «Еще раз, деньги народные. Вы бы не плитку стелили, а троллейбусы купили… Не нужна эта развязка!» — подытожил Кузьмин.
Что на самом деле будет построено, не понимают даже в администрации. На слушаниях представитель мэрии предположил, что проект еще могут пересмотреть — из-за сложности и дороговизны переноса подземных коммуникаций.
«Сейчас прорабатываем решение, дабы сделать не три уровня — вниз, ноль, вверх — а сделать через Ленина эстакаду и внутри сделать кольцо с круговым движением, что позволит минимизировать неудобства для граждан, также по переустройству коммуникаций позволит не залазить на другие земельные участки (на Ботанический сад и сквер). Сроки реализации уменьшатся», — сообщил замглавы администрации Ставрополя, руководитель комитета городского хозяйства Иван Скорняков.
Еще больше, чем сам проект развязки, горожан удивило другое — администрация параллельно ждет результатов исследования транспортных потоков в городе. Когда будут выводы экспертов, неясно. И в проекте развязки эти изыскания, которые обошлись городу в немалую сумму, никак не учтены.