Posted 30 января 2019, 11:38
Published 30 января 2019, 11:38
Modified 16 октября 2022, 18:05
Updated 16 октября 2022, 18:05
В среду 30 января стало известно о задержании в Москве сенатора от Карачаево-Черкесии 32-летнего Рауфа Арашукова. Его взяли прямо в зале заседаний Совета Федерации после того, как верхняя палата одобрила снятие с него неприкосновенности. Спустя пару часов стало известно также о задержании отца сенатора - Рауля Арашукова. Он является депутатом парламента Карачаево-Черкесии и советником генерального директора ООО "Газпром межрегионгаз".
Арашукова-младшего обвиняют в организации убийств Аслана Жукова и Фраля Шебзухова в 2010 году. Его отцу вменяется хищение 10 миллиардов рублей из структур "Газпрома". Примечательно, что председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин лично знаком с Рауфом Арашуковым. Ранее в СМИ, например, появлялись фотографии Бастрыкина во время отдыха на базе «Адиюх-Пэлас». Глава СК с удовольствием позирует на фоне местных достопримечательностей. По некоторым данным, Бастрыкин даже состоял в дружеских отношениях с Арашуковым-младшим. При этом он лично участвовал в задержании сенатора 30 января.
Арашуковы - известный и влиятельный клан в Карачаево-Черкесии. В одном из беднейших регионов страны они смогли построить целую бизнес-империю, которая много лет приносила баснословные прибыли. Попробуем разобраться, как устроена эта империя.
Ключевая роль
Главный в клане - Рауль Арашуков, который более известен как “газовый король СКФО”.
Сейчас Рауль Туркбиевич работает депутатом 5 созыва Народного собрания республики. Рауль Арашуков известен двумя уголовными делами, которые были возбуждены в его отношении еще до работы в “Газпроме”. В 1985 году Рауля, по данным СМИ, судили за мошенничество, а в 1987 году — за присвоение государственного имущества. Первое уголовное дело закончилось для Арашукова старшего условным сроком, а второе - приговором в виде лишения свободы сроком на два с половиной года в колонии общего режима. Сразу после погашения второй судимости на должности в региональные структуры Газпрома Арашукова ввел влиятельный земляк Назир Хапсироков (долгое время работал в системе Генпрокуратуры, а потом советником главы администрации президента Александра Волошина). Он в 1993 году уезжал из КЧР делать карьеру в Москву и поставил управляющим на свой бизнес Рауля Арашукова. С тех пор дела у Рауля резко пошли в гору и при этом ни разу больше, по данным СМИ, они не приводили его на скамью подсудимых.
Работу в газовой отрасли Арашуков старший начал с работы в «Ставропольрегионгаз». За годы в компании он успел получить прозвище «газового короля» СКФО. Согласно данным открытых источников, Рауль работал главой «Ставрополькрайгаза», генеральным директором «Газпром Межрегионгаз Ставрополь», председателем и членом совета директоров в дочках компании в Осетии, Дагестане и КБР. Пока Рауль сохраняет за собой членство в совете директоров «Газпром газораспределение Ставрополь».
По информации источников, Рауль Арашуков пользуется всемерной поддержкой генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз» Кирилла Селезнева, советником которого он сейчас числится. В 2011 году Арашукова удалось уволить из «Ставропольрегионгаза» и «Ставрополькрайгаза» только после визита в регион тогдашнего вице-премьера правительства РФ Игоря Сечина, однако до конца «стереть с карты» Рауля все равно не удалось. Сразу после этого Селезнев взял Арашукова-старшего к себе на работу.
Ранее глава клана Арашуковых был президентом ФК “Динамо-Ставрополь” и владельцем НКО “Фонд эффективного образования”. Ему также принадлежала доля в 30% в компании ООО «Ангелина» (названа в честь дочери, по данным источников в правоохранительных органах) с уставным капиталом в 3,5 миллиона рублей. Эта же компания являлась владельцем части акций большой резиденции Арашуковых - шикарного гостиничного комплекса “Адиюх-Пэлас” в Хабезском районе с футбольными полями, бассейнами и большой коллекцией принадлежащих его хозяевам ретро-автомобилей. Однако после ликвидации “Ангелины” единственным владельцем комплекса стал зять Арашукова старшего - Руслан Агоев. Причем «Адиюх-пэлас» - это только самый известный актив Арашуковых в сфере недвижимости, немало объектов поменьше семье принадлежит на Кавминводах и в Москве.
Сейчас Рауль, несмотря на то, что является народным избранником в одной из беднейших республик, не стесняется своей жизни на широкую ногу. 18 января Арашуков старший праздновал день рождения в резиденции клана "Адиюх-Пэлас", куда в качестве звезды пригласил Николая Баскова, оплата за корпоратив у которого варьируется в пределах 3-4 миллионов рублей. А во время праздника родственники Рауля Туркбиевича активно публиковали видео выступления звезды и даже совместные танцы с певцом в своих инстаграм.
Сенатор-бизнесмен
Рауф Арашуков - сын «газового короля» Рауля Арашукова.
Сейчас Арашуков младший работает сенатором от КЧР в Совете Федерации. Его карьера началась в 18 лет, когда Рауф получил депутатский мандат в городской думе Ставрополя. В 23 Арашуков младший трудился уже в должности министра социального развития в республике, позже занимал пост советника главы КЧР, а потом стал главой Хабезского района, считающегося основной вотчиной клана. В 2015 Рауф покинул должность, заняв в 2016 место сенатора от республики в СФ в Москве.
Между работой в министерстве соцзащиты и администрации Хабезского района Рауф Раулевич был членом совета директоров в Дорожном эксплуатационном предприятии № 163, начальником управления ФКУ УПРДОР и значился как владелец нескольких компаний в Ставропольском крае. Рауф за время, свободное от политики, успел выкупить землю в Ставрополе под строительство завода “Ставрополькартон”, став владельцем части акций предприятия. Позже Арашуков младший открыл клининговую компанию «Мойдодыр» и основал ночной клуб «СКАР», директором которого несколько лет значился находящийся сейчас под арестом глава Корпорации развития Ставрополья Заур Абдурахимов.
Через сеть коммерческих структур, по данным СМИ, и проходили газовые деньги. У некоторых из этих организаций прослеживались явные связи с газовиками. Например, ООО «Мойдодыр», оказывало и продолжает оказывать клининговые услуги “Газпром Газораспределение Ставрополь” (в 2015 году клининговая фирма получила 2,2 млн от “Газпрома”, в 2017 - почти 950 тысяч рублей, а в 2018 около 900 тысяч), а ООО «Ставрополькартон» пользовалось поручительством «Ставропольрегионгаза» по своим займам. До 2016 года владельцем “Мойдодыра”, как и “Адиюх-Пэласа”, значился Руслан Агоев.
Еще две компании, связанные с семьей Арашуковых и газовыми структурами, - ООО “Идеал-Ск” и “Артекс-юг”. “Артекс-юг” принимало участие в уставном капитале “Идеал-Ск” и “Адиюх-пэлас” до 2007 года. “Идеал-ск”, в свою очередь, официально не заключало контракты с “Газпромом”, кроме одного на 150 тысяч рублей за услуги по организации совещания для руководителей компании в 2017 году. До 2009 года 50% доли предприятия принадлежали “Газпром теплоэнерго Кисловодск”.
Но это не весь бизнес Рауфа. Арашуков также значился совладельцем компании ЮРК (позже ¼ компании перевели на Нелли Арашукову - мать Рауфа), торговавшей стройматериалами и являющейся учредителем 2 СХП в крае, и «Артпром», производившей минеральную воду (сначала владельцем значился Рауф, а позже предприятие также было зарегистрировано на Руслана Агоева).
В это же время Арашуков-младший открыл благотворительный фонд под своим именем, где указывался лишь одним среди совладельцев. Рауф также значится бывшим совладельцем группы компаний «Арр» (Арашуков Рауф Раулевич). Сейчас в Хабезе и Ставрополе есть спортивные школы по гребле с одноименным названием, которые контролирует сенатор.
Рауф тщательно скрывает свою причастность ко всем вышеперечисленным компаниям, давно оформив все на родственников или третьих лиц. Чего не скажешь о личной жизни сенатора, события которой он активно публикует в своем инстаграм. Постоянные перелеты в Астрахань на рыбалку, охота в Карачаево-Черкесии, отдых в Арабских Эмиратах, Сочи и в Санкт-Петербурге, а также множество прямых эфиров в соцсети с приготовлениями изысканных блюд на фоне природных ландшафтов необычайной красоты, стали для Рауфа обыденным делом. Сенатор от КЧР также имеет страсть к дорогим автомобилям. По данным источника в окружении Арашуковых, ранее Рауф предпочитал автомобили с номерами "007". Машины с этими цифрами любой серии он выкупал даже у других людей. Сейчас такой приверженности у сенатора и семьи Арашуковых нет, но они стараются отдавать предпочтение авто с номерами 001 и серией "ооо". Точное количество транспортных средств в автопарке Арашуковых, по данным источника, посчитать сложно, так как часть из них зарегистрирована на знакомых или дальних родственников.
“Удобный” родственник
Одной из ключевых и подконтрольных фигур в клане Арашуковых значится Руслан Агоев - зять Рауля.
Руслан Агоев давно вошёл в состав семьи Арашуковых и к настоящему моменту укрепил свои позиции в клане, ведь основные процессы в газовой отрасли и в бизнесе Арашуковы до недавнего времени контролировали именно при его участии, официально оставаясь непричастными к большинству бизнес-активов.
Сейчас Агоев находится в розыске в связи с убийством Аслана Жукова, общественного деятеля в КЧР, убитого около 10 лет назад после ссоры с семьей Арашуковых. Источники в правоохранительных органах предполагают, что Агоев скрывается в ОАЭ, где у клана есть недвижимость.
До января 2019 года он значился исполнительным директором АО «Ставропольгоргаз и членом совета директоров в 17 филиалах Газпрома по Ставрополью, а в трёх из них даже совладельцем. Однако в связи с уголовным делом был уволен из компании.
До начала работы в газовой отрасли Агоев занимался бизнесом вместе с Рауфом и значился бывшим директором «Группы компаний АРР», а также совладельцем клининговой компании «Мойдодыр» и «Артпром».
Агоев также является единственным владельцем Адиюх-Пэлас в Хабезском районе. Руслан женат на дочери Рауля Арашукова Камилле.
Женщины в не женском бизнесе
Две женщины, которые также занимаются бизнесом в клане, - родная сестра Рауля Ида Дышекова и его супруга Нелли Арашукова.
Дышекова владеет предприятием ООО “Авангард” (торговля автомобилями”) и ранее возглавляла Благотворительный фонд Рауфа Арашукова “АРР”, который уже год находится в стадии ликвидации.
Жена Рауля Нелли Есковна тоже занималась предпринимательством и владела долями в компаниях. Ей принадлежала часть компаний ЗАО “Стеклопластик” и “Амитек-Ставрополье”, а также “ЮРК” по торговле стройматериалами, которой ранее управляли и владели Рауф Арашуков и Руслан Агоев.
Массовая ликвидация
Родной брат Рауля Арашукова Михаил Туркбиевич - известный в Хабезском районе владелец предприятий по производству гипса - и его сын Руслан начали вести бизнес с открытия предприятий по торговле зерном. Большую часть компаний отец с сыном создали в период с 2006 по 2009 годы, однако с 2015 по 2017 годы все фирмы ликвидировали.
Ранее Михаил Арашуков был владельцем предприятий ООО «Нарт», «Нарт-2» и «Адиюх-1» (все занимались добычей и обработкой известняка и гипсового камня), вместе с сыном Русланом также владел долей в предприятиях «Агропродукт», «Кочубеевские хлебопродукты плюс», «Кочубеевский элеватор» в Кочубеевском районе Ставрополья, граничащего с КЧР. Ранее он также значился директором самого известного в СКФО Хабезского гипсового завода. Вместе с ним владельцем завода и предприятий «Нарт» и «Нарт-2» был Дартанян Аслануков, который сейчас указан единственным хозяином компаний. По данным источника, у Асланяна нет родственных связей с кланом, он руководитель КФХ “Думаней”.
Руслан Арашуков, племянник Рауля, 11 лет работает в газовой отрасли. Начинал свою карьеру с инженера в «Ставрополькрайгаз», однако уже спустя 4 года стал первым замом руководителя филиала в КЧР «Газпром Межрегионгаз Пятигорск. Что неудивительно, если принимать во внимание имеющиеся у него родственные связи.
В июле 2016 года назначен генеральным директором ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» и АО «Газпром газораспределение Майкоп».В августе 2018 года переведён в должность генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Астрахань» и АО «Газпром газораспределение Астрахань».
Родственники второго плана
Арашуков Шамель Каншаович (двоюродный брат Рауля и сын Каншао Арашукова, бывшего первого секретаря Хабезского района. Шамель владеет двумя предприятиями абсолютно в разных сферах деятельности. Он - владелец ООО «Сфера», которое занимается разведением птицы, и ООО «Брабус», торгующее автомобильными деталями, узлами и принадлежностями. Сейчас в “Сфере” могут ввести процедуру банкротства из-за долгов перед ресурсоснабжающими организациями и поставщиками.
Его брат Кемал Каншоевич ранее владел предприятием по продаже леса ООО Рускар.
Магомет-Гери Хазретович Арашуков - двоюродный брат Рауля Арашукова, работает генеральным директором ООО Хабезский Водоканал. Руководителем предприятия Арашуков стал в конце августа, ранее он работал доверительным управляющим директора “Водоканала”.
Его сын Беслан Арашуков сейчас руководит компанией «Ставрополькартон», которая занимается строительством (через это ООО, по данным СМИ, компания пользовалась поручительством «Ставропольрегионгаза» по своим займам). В 2003 году доля в 20% принадлежала Рауфу Арашукову, а в 2006 Рауф стал владельцем 50% организации. Беслан стал директором в 2012 году. Предприятие резко ушло в “минус” в 2017 году, снизив свою прибыль в 33 раза. Согласно открытым данным, “Ставрополькартон” в 2016 году заработало чуть более 8 млн рублей, а в 2017 убыток предприятия составил 250 тысяч рублей.
Арашуков Аслан-Гери Хазретович - брат Магомета Арашукова - работал директором предприятия ООО Ангелина, которое имело долю в уставном капитале «Адиюх-пэлас».
Еще одна интересная и почти неприметная в клане фигура - Шеремби Сидаков - родственник со стороны Нелли Арашуковой (девичья фамилия - Сидакова). Ранее владел долей в предприятии “Октан” вместе с двоюродным братом Рауля, управлял предприятием “Артпром” Рауфа Арашукова по производству минералки. Сейчас владеет предприятием “Светлана”, которое занимается разведением рогатого скота.
Сегодня клан Арашуковых владеет земельными участками общей площадью в несколько тысяч гектаров, заправочными станциями, квартирами, домами и автомойками.
Однако, по данным открытых источников, большинство проектов за годы ведения бизнеса кланом были переведены в собственность или в управление не самым близким родственникам и даже третьим лицам, часть из них обанкротилась. Эксперты связывают такое многочисленное открытие новых фирм и в последующем их ликвидацию с фактическим отсутствием финансового планирования и внятной бизнес-модели. Единственная отрасль, в которой клан по-прежнему, хотя уже и не так как раньше, чувствует себя уверенно - это газовый бизнес.
Наш спецпроект – это только версия, мнение редакции, основанное на анализе происходящих событий, открытых данных, материалах СМИ и комментариев экспертов из политической жизни региона.