Posted 30 декабря 2018, 11:37
Published 30 декабря 2018, 11:37
Modified 16 октября 2022, 18:04
Updated 16 октября 2022, 18:04
Индекс оливье, который ежегодно в преддверии Нового года подсчитывает Росстат, в этом году повысился на 5,18%. По независимым данным, продукты подорожали на 18,4%, пишут «Новые Известия». Для сравнения, в Евросоюзе в этом году продукты подорожали не более чем на 1%. При этом по телевизору нам продолжают сообщать об успехах импортозамещения. Почему же продукты дорожают, если все так хорошо? И действительно ли оно произошло – пресловутое импортозамещение?
Недавно выяснилось, что Росстат мягко говоря преувеличивал рост сельскохозяйственного производства в стране. За пять лет с 2012 по 2017 годы государственный орган статистики нарисовал лишние 10 миллионов тонн сельхозпродукции, списав это на статистическую погрешность. На самом деле рост сельхозпроизводства составил не 20,7%, а лишь 8,7%.
Второй фактор – низкие реальные доходы населения. Об этом можно судить по тому, сколько россияне тратят на еду. В среднем семьи тратят на покупку продуктов 31,2% ежемесячных доходов. Это очень много. В самых развитых странах Европы на продукты у граждан уходит от 8,7 до 13,4% доходов. Но даже в Турции продукты забирают 19,4% семейного бюджета.
Сегодня доля отечественных продуктов в магазинах, действительно, велика – порядка 80%. Больше всего российских производителей представлено в мясной – порядка 90% и молочной продукции – 82,4%. При этом продолжается рост импорта подсолнечного масла, яблок, помидоров и картофеля.
По словам заместителя директора Института актуальной экономики Ивана Антропова, говорить об импортозамещении в подлинном смысле не приходится. Хотя бы потому, что львиная доля урожая в стране выращивается из импортных семян. До 80% отечественного картофеля, 98% сахарной свеклы, до 86% подсолнечника и кукурузы выращиваются из семенного материала, завезенного с проклятого Запада.
Во-вторых, в России очень мало отечественного оборудования для пищевой промышленности. Хлебопекарное, молокоперерабатывающее, сыроваренное и все другие виды оборудования ввозятся из-за рубежа. Просто потому что оно качественнее. А с ростом доллара растет и стоимость оборудования. Отсюда и рост цен на отечественные продукты, говорит Председатель Комитета Торгово-промышленной Палаты Москвы по развитию инвестсреды для бизнеса Анна Вовк.
«Перед тем, как продукты попадают на прилавки магазинов, они проходят долгий путь выращивания сырья, переработки и упаковки, если это, конечно, не сырые овощи. И здесь производители сталкиваются с постоянно растущими издержками: доступного отечественного оборудования нет, а импортное – дорогое и постоянно дорожает из-за растущего курса доллара», - говорит эксперт.
Кроме того, в России дорогие кредиты, а без них ни один производитель не работает. Высокая процентная ставка по кредитам приводит к удорожанию молока, хлеба, мяса, всего остального. У зарубежных производителей, получающих кредиты под 1-3%, издержки, разумеется, ниже. Они и выигрывают в конкурентной борьбе.
Казалось бы, если отечественные продукты дороже, значит, они лучше? Не обязательно.
«По результатам исследований Роспотребнадзора выяснилось, что 60% отечественного творога, 35% отечественного сливочного масла, 20% отечественного молока не соответствует обязательным нормам. А среди импортной продукции некачественной только 6%», - говорит Анна Вовк.
Минсельхоз России все последние годы, пока идет «импортозамещение», отчитывается о росте производства сельхозпродукции. Но дело в том, что в России до сих пор нет системы хранения и переработки выращенного урожая. Картофель, другие овощи и фрукты негде хранить, потому что нет современных складов. Зерно, молоко и мясо не перерабатываются, потому что нет производственных мощностей. Остается продавать сырье за границу, как нефть.
«Картофель и прочие овощи просто не могут храниться длительное время. Поэтому уже к зиме становится заметен резкий рост цен на продукты, особенно на овощи. Чтобы новогодний стол в следующие годы стал дешевле, необходимо делать упор на развитие хранения и переработки продуктов», - говорит Иван Антропов.
Но есть и другая точка зрения. Ресторатор Игорь Бухаров доволен результатами импортозамещения и утверждает, что московские заведения практически полностью перешли на закупки от отечественных поставщиков. По его словам, устрицы теперь поставляют Дальний Восток и Сахалин. Производство морепродуктов вообще демонстрирует феноменальный рост: вылов мидий в стране увеличился в 17 раз, устриц – в 265 раз.
Проблема лишь в том, что подавляющее большинство россиян не питается в московских ресторанах каждый день, а наш ежедневный рацион не состоит из мидий, устриц и дальневосточных крабов.
Одним словом, только на примере нашего новогоднего стола и неизменного оливье можно убедиться, чего стоят все разговоры об «импортозамещении». Питаться россияне стали дороже и хуже, и в наступающем 2019 году улучшения не предвидится, поскольку власти очевидно настроены продолжать политику изоляции от остального мира.