История обязательного страхования автогражданской ответственности в России началась ровно 15 лет назад. В 2003 году был принят закон об ОСАГО, который с тех пор немало критиковался, но постоянно совершенствовался. В 2019 году законодатель предлагает внести новые поправки, которые позволят сделать «автогражданку» более справедливой, гибкой и удобной. Какие основные нововведения ждут водителей?
Наиболее заметное изменение коснется системы начисления и сохранения коэффициента бонус-малус (КБМ). Он позволяет водителю получать скидку на полис за безаварийную езду и наоборот – заставляет платить больше неаккуратных водителей, которые в течение отчетного года попадали в аварии. Чем ниже КБМ, тем выше скидка на полис.
До сих пор главной претензией к этой системе является то, что бонусы сгорают, если водитель в течение года не оформляет ни один полис. Как результат добросовестные водители теряют накопленные бонусы, если, например, по той или иной причине год не сидели за рулем (а скидка может достигать 50%). И наоборот, злостные нарушители могут в течение года намеренно не оформлять полис, устраивать аварии, а затем получить полис на общих основаниях, с тем же КБМ=1.
С такой ситуацией столкнулся житель Ставрополя Евгений Петров. По словам мужчины, он имеет солидный стаж безаварийной езды, но недавно он лишился всего накопленного бонуса.
«Я за рулем с 1994 года. Ни разу не произошло ни одного ДТП по моей вине. КБМ был равен 0,6, и я получал скидку до 40%. Но вот в 2015 году я продал машину, чтобы купить новую. Сразу приобрести авто не удалось, так что больше года пробыл пешеходом. Каково же было мое удивление, когда я обратился за полисом и выяснил, что все мои бонусы сгорели. Мне пришлось платить, как новичку», - говорит Петров.
Эксперты Центробанка признают: до сих пор больше половины всех обращений водителей к регулятору связаны именно с невозможностью сохранить КБМ.
«Сейчас более 50% всех жалоб на ОСАГО, поступающих в Банк России, касается именно коэффициента бонус-малус. Многие проблемы вытекают из-за несовершенства самой системы. Мы планируем сделать систему КБМ простой и понятной. Сейчас, если человек в течение года не был вписан ни в один полис ОСАГО его КБМ обнуляется. Также он сгорает и у аварийного водителя, который на год не вписывается в страховку и водит машину по полису мультидрайв, то есть без ограничения водителей», - рассказал директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния.
Новый принцип начисления и сохранения КБМ закроет лазейку для недобросовестных автомобилистов. Коэффициент не будет обнуляться, если человек в течение года или больше не был вписан ни в один полис.
Теперь каждому водителю будет присваиваться персональный КБМ, например, 1 января, который не будет меняться год. По истечении этого срока КБМ пересматривается в зависимости от истории вождения в отчетный период: больше аварий – выше коэффициент и цена полиса.
Исправлен и еще один серьезный недостаток. Сейчас в том случае, когда водитель вписан в несколько полисов, происходит «задвоение» КБМ, что может привести к потере скидки. Так случается, если в полис, помимо добросовестного водителя, вписаны и другие, с худшим коэффициентом. Тогда уже в следующем году первому водителю выпишут полис с учетом «плохого» КБМ.
«Все эти огрехи мы намерены исправить в ходе самого первого шага реформы. У каждого водителя теперь будет только один КБМ. Причем для тех, кто имел несколько КБМ на этапе старта новой системы, будет выбран наилучший, то есть предоставляющий наибольшую скидку», - говорит Габуния.
В последние годы многие водители жаловались на невозможность оформить полис ОСАГО из-за действия или бездействия страховой компании. Кому-то отказывали из-за «отсутствия бланков», кому-то навязывали дополнительные платные услуги.
«Мы живем в районном центре, поэтому выбор офисов страховых компаний у нас не такой большой. Когда нужно было в очередной раз покупать полис, пошли к самому крупному страховщику – у него офисы везде есть. Смотрим, а там очередь аж во двор вышла. Оказалось, бланков не хватает. Завозят, говорят, по пачке, и сразу расходятся. В общем позже выяснилось, что компания таким образом просто ограничивала число клиентов. Незаконно, конечно, но что нам поделать?», - говорит житель села Левокумского Егор Тимофеев.
Чтобы бороться со злоупотреблениями со стороны компаний, Банк России планирует увеличить штрафы и ужесточить требования для страховщиков, которые ограничивают продажи полисов. Еще одно предложение, которое сейчас обсуждают депутаты – ввести обязательную аудио- и видеофиксацию в офисах продаж полисов. Эксперты ЦБ считают, что эту инициативу нужно тщательно изучить.
Жесткие санкции грозят и тем компаниям, которые не дают оформить полис онлайн. В случае, если сайт страховщика постоянно зависает или выдает ошибку, клиент может заснять этот процесс на видео и пожаловаться в Центробанк. Если вина компании будет доказана – ей также светит немалый штраф.
Еще одно нововведение пока находится на стадии обсуждения. Законодатель предлагает отменить учет износа деталей и узлов автомобилей при расчете страховой выплаты. Сейчас страховщик в случае аварии выплачивает на ремонт лишь остаточную цену детали. Согласно инициативе, впредь автовладельцу будут выплачивать стоимость новой детали.
При этом будет установлено ограничение, чтобы не допустить злоупотреблений. Например, нельзя будет специально разбить старую машину и идти получать новую. При полной гибели автомобиля возмещаться будет только его реальная стоимость.
С 2019 года существенно изменится лимит ответственности по ОСАГО за причинение вреда жизни и здоровью граждан. Сегодня сохраняется дифференциация: жизнь пассажира маршрутного транспортного средства почему-то оценивается в 4 раза дороже, чем жизнь пассажира обычной машины или пешехода. Иными словами, если в аварии с автобусом погиб пассажир автобуса, то его родственникам выплачивается 2 миллиона рублей. А если автобус сбил насмерть пешехода, его наследники получат лишь 500 тысяч.
Согласно новым правилам, страховые выплаты будут равными для всех, независимо от вида транспорта и статуса пострадавших или погибших в момент ДТП.
Также планируется постепенно повышать суммы, которые будут выплачивать в качестве компенсации.