Posted 7 сентября 2018, 11:22

Published 7 сентября 2018, 11:22

Modified 16 октября 2022, 17:39

Updated 16 октября 2022, 17:39

Споры по ОСАГО и банковским выплатам будет решать финансовый омбудсмен

7 сентября 2018, 11:22
В России появился новый институт – главный финансовый омбудсмен, который должен будет решать споры граждан с финансовыми организациями, сообщили в отделении Ставрополь Южного ГУ Банка России.

Какие случаи сможет рассматривать уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг, как обращаться к нему за помощью и насколько это облегчит процесс урегулирования споров – рассказали специалисты ставропольского отделения Южного главного управления Банка России.

Финансовый уполномоченный станет основным институтом досудебного решения имущественных споров граждан с финансовыми организациями на сумму до 500 тысяч рублей. Сегодня такие дела составляют примерно 75-80% имущественных споров. Нестандартные споры, в которых фигурируют более крупные суммы, по-прежнему будет необходимо решать через суд. При этом споры по ОСАГО будут рассматриваться финансовым омбудсменом вне зависимости от суммы.

В первую очередь финансовый омбудсмен возьмет на себя абсолютное большинство проблемных историй, связанных со страхованием и ОСАГО. Следующие по интенсивности — споры граждан с банками, и финансовый уполномоченный также сможет заняться большей частью из них.

Как это будет работать?

Согласно новому закону, обращение граждан к финансовому уполномоченному обязательно до подачи иска в суд. Процедура рассмотрения споров предельно проста и прозрачна.

Сначала потребитель обращается непосредственно к организации, с которой возник спор. Если ответ не удовлетворит гражданина, то к решению проблемы он подключает финансового омбудсмена, который еще раз отправляет в организацию жалобу потребителя и дает до пяти дней на повторное рассмотрение. На этом этапе финансовая организация может полностью выполнить требование гражданина, и отчитаться об этом перед омбудсменом, или же договориться с гражданином о возможном урегулировании спора и оформить соглашение.

Если же стороны так и не смогли договориться, то финансовый уполномоченный выносит свое решение по жалобе в срок до 15 рабочих дней. В некоторых случаях этот срок могут продлить на 10 дней, если, например, необходима техническая экспертиза. Если вместо гражданина к финансовому уполномоченному обратился профессиональный посредник (юрист), то спор рассматривается в течение 30 рабочих дней.

В случае несогласия с решением финансового уполномоченного любая из сторон спора вправе обратиться в суд. Но если организация проиграет в суде, то ей придется дополнительно выплатить в пользу потребителя штраф — 50% от суммы удовлетворенной претензии.

В чем польза?

Во-первых, это обязательно к исполнению. Финансовые организации будут обязаны исполнять решение финансового омбудсмена. В случае неисполнения финансовый уполномоченный уведомляет об этом Банк России и выдает организации специальное удостоверение (аналог исполнительного листа) для принудительного исполнения решения.

Во-вторых, это быстро. Служба финансового уполномоченного будет работать оперативно, в жестких сроках на рассмотрение спора – от 15 до 25 рабочих дней с момента передачи обращения.

В-третьих, это бесплатно. Обращения граждан к финансовому уполномоченному рассматриваются бесплатно. Это существенно облегчит жизнь тем, кто не может себе позволить затраты на платного профессионального посредника. Если же к финансовому омбудсмену обращается профессиональный посредник (юрист), тогда помощь осуществляется на платной основе.

В-четвертых, это просто и доступно. Подать обращение финансовому уполномоченному можно будет в электронном виде на его сайте, через портал «Госуслуги» или в МФЦ. Более того, служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного обязана помочь заявителю правильно оформить претензию. Особенно удобно то, что основная форма разрешения спора – заочная, человеку не нужно будет куда-то ехать из другого города или региона.

Когда финансовый омбудсмен начнет работу?

Добровольно финансовые организации могут подключиться к системе финансовых уполномоченных с 3 декабря 2018 года. Начиная со следующего года выполнение решений финансового уполномоченного станет обязательным для страховых организаций – сначала в части ОСАГО и других «моторных» видов страхования (с 1 июня 2019 года), потом для остальных видов страхования, кроме ОМС (с 28 ноября 2019 года). С 1 января 2020 года решать спорные вопросы с помощью омбудсмена будут обязаны микрофинансовые организации, а спустя еще год – все банки страны, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и негосударственные пенсионные фонды. Иначе финансовые организации просто не будут иметь право работать с физическими лицами.

Сколько будет финансовых омбудсменов по России?

Закон предполагает, что будет один главный финансовый уполномоченный и несколько отраслевых финансовых омбудсменов. Сегодня сложно предположить, сколько именно человек потребуется для решения споров населения с финансовыми компаниями. Теоретически, финансовых омбудсменов может быть несколько десятков, но это будет зависеть от количества споров, тогда можно будет рассчитать нагрузку на одного уполномоченного.

Это будет эффективно?

Как показывает международная практика, многие имущественные споры решаются еще на этапе подачи претензии от финансового омбудсмена. Поэтому через несколько лет после начала работы нового института финансовых уполномоченных число имущественных споров может значительно снизиться. Ведь новый закон призван, в том числе, изменить отношение финансовых организаций к своим клиентам, обеспечить добросовестное отношение к потребителю.

На первоначальном этапе формирования институт будет финансироваться Банком России. А затем сами финансовые организации будут обязаны выплачивать взносы на работу института. Причем размер взносов будет напрямую зависеть от количества решений омбудсмена против организации в спорах с гражданами: чем их больше – тем большую сумму придется заплатить. Это серьезный стимул для финансовых организаций не доводить дело до омбудсмена, ведь те, кто урегулирует разногласия с потребителем самостоятельно до его обращения к финансовому уполномоченному или до вынесения решения, будут освобождены от платы за рассмотрение спора или, в крайнем случае, заплатят ее в минимальном размере. Таким образом, работа нового института с одной стороны должна дисциплинировать финансовые организации, а с другой — повысить доверие потребителей к финансовому рынку.

р2