Posted 31 июля 2018, 11:52
Published 31 июля 2018, 11:52
Modified 16 октября 2022, 18:00
Updated 16 октября 2022, 18:00
На частных рейсах авиакомпании России заработали за прошлый год около 35 миллиардов рублей, совершив около 21 тысячи перелетов. Более точные обороты рынка не известны.
Центром деловой авиации в России стал московский аэропорт «Внуково», который обслуживает более 70% частных авиарейсов. Здесь же находится один из наиболее загруженных аэропортовых терминалов в Европе, где на аэродроме одновременно могут находиться 150 самолетов.
Однако количество вылетов, по данным «Торгово-промышленной палаты РФ», значительно сокращается в последние 4 года, как раз после обострения дипломатических отношений России с мировым сообществом.
«Это некий такой индикатор того, как ощущает себя бизнес в той или иной стране. У нас с 2014 по 2016 год количество перелетов, по данным Ассоциации, сократилось почти на четверть. В 2017 году начался рост», — считает президент ТПП РФ Сергей Катырин.
Рынок деловой авиации в России сильно зависит от импортных самолетов. Около 80% самолетов в нише деловой авиации — иностранного производства. Остальные 20% машин — это уже снятый с производства российский ТУ-204 стоимостью около 3,5 миллиарда рублей.
Цена билета на частный рейс зависит, в первую очередь, от типа воздушного судна. На легком самолете Jet час полета стоит в пределах 4 тысяч евро, борт среднего класса стоит около 6 тысяч евро, и порядка 10 тысяч евро стоит перелет на тяжелых Боингах, которые в основном используют для больших делегаций или спортивных команд.
В себестоимость перелета входят услуги аэропорта, который предоставляет место для стоянки самолета, заправки топливом (30% цены). Еще около 25% цены идет на оплату работы экипажа.
Расходы на техническое обслуживание самолетов тоже учитываются в конечной стоимости билета. Около половины всех вип-бортов (90 бизнес-джетов «Бомбардье») в московском аэропорту обслуживает «ВТС Джетс». Стоимость ремонта примерно на 60% зависит от цены технических компонентов. В случаях с дорогим ремонтом российским авиакомпаниям нередко дешевле обходится техобслуживание в Европе, это связано с повышенным НДС на импортные авиакомпоненты.
«Если говорить о компонентах на несколько десятков тысяч долларов, то перед операторами стоит вопрос: тратиться и выполнять все работы в России или дешевле просто перегнать самолет в Европу или подгадать с рейсом в Европу», — рассказывает генеральный директор компании «Восток Техникал Сервис Джетс» Андрей Акопов.
На Ставрополье частные рейсы практически отсутствуют. Компании, которые занимаются организацией частных рейсов, в регионе не зарегистрированы, по данным СПАРК-Интерфакс. Однако международные аэропорты в Ставрополе и Минводах предоставляют свои взлетно-посадочные полосы для проходящих чартеров.
Аэропорт «Ставрополь» заключил контракты с несколькими авиакомпаниями, которые организуют чартерные перелеты, рассказал заместитель гендиректора аэропорт «Ставрополь Владимир Табырца.
Однако аэродром Ставрополя, по его словам, обслуживает «мизерное» количество частных рейсов — не более одного-двух в год. Среди наиболее частых частных клиентов аэропорта он назвал «Газпром», «Роснефть» и футбольные клубы профессиональной лиги («Локомотив», «Армавир»).
Второй международный аэропорт Ставрополья «Минеральные Воды», по словам Табырца, тоже пока не развил нишу деловой авиации. Расширение бизнес-сегмента на Ставрополье, по словам собеседника, планируется, но о конкретных планах он не сообщил.
По официальной информации, аэропорт Минвод более успешен в сегменте деловой авиации. В последние 2 года здесь выполняют около 100 частных самолетов ежегодно. Однако поток заказов тоже не постоянный, большинство авиакомпаний заключают с аэропортом разовые договоры на обслуживание частных самолетов. Поэтому здесь деловая авиация пока не стала приоритетным направлением, отметили в пресс-службе аэропорта.