Posted 6 июня 2018, 13:16
Published 6 июня 2018, 13:16
Modified 16 октября 2022, 17:50
Updated 16 октября 2022, 17:50
Региональная продукция, по мнению специалистов, не нужна крупным сетевым магазинам с отлаженной схемой снабжения. Поэтому краевые проекты, стимулирующие сбыт, существуют лишь номинально и не могут решить проблему низкой востребованности местных продуктов.
Бизнес-модель сетевого ритейла оставляет региональным производителям только очень небольшой сегмент скоропортящихся продуктов, остальные ниши заняты проверенными крупными поставщиками, считает сопредседатель Ставропольского краевого отделения «Опоры России» Павле Мрвалевич.
Мощности производства на малых предприятиях просто недостаточно, чтобы обеспечивать сети нужным объемом товара. Это решающий фактор, который препятствует развитию малых поставщиков.
«Сети устроены по такому принципу — равный работает с равным. И попытки продавать местную продукцию в сетях делают исключительно под давлением местных властей, это не входит в политику сетей. Схемы работы крупного ритейла подразумевают закупку на местах только скоропортящихся товаров (хлеб, молоко) которые нет смысла возить из других регионов», — считает Мрвалевич.
Ситуацию усугубляет политика федеральных властей, считает депутат думы Ставропольского края Николай Новопашин. Правительство, по его мнению, долгое время лоббировало интересы крупных агрохолдингов, которые не позволяют развиваться мелким хозяйствам.
«У каждого сетевого гиганта есть перевалочные базы, куда идут крупные поставки в основном из Китая, Бразилии, Турции. Каким образом туда может попасть фермер? Любой производитель знает, что есть определенный взнос, чтобы твоя продукция появилась в сетевых магазинах. А ставропольский фермер не в состоянии заплатить, чтобы войти в эти сети», — пояснил Новопашин.
Сами фермеры подтверждают, что объемы поставок — одна из главных проблем в диалоге с сетевиками. Но есть и другая проблема — дорогие экспертизы продукции, которые фермеры не способны оплачивать.
«Несколько лет мы не можем реализовать свою молочную продукцию… Для реализации товара в крупных сетях необходимо собрать много бумаг — это и сертификаты качества, и документы на соответствие товара санитарным нормам. На все это нужны немаленькие деньги, которых у нас нет. Нам предлагали объединиться с другими фермерами, чтобы реализовывать товар через крупные магазины, но пока не нашлось желающих вступать в этот коллективный бизнес», — рассказывает руководитель одного из фермерских хозяйств в селе Донское Ставропольского края.
В условиях рыночной экономики даже попытки законодательного регулирования оказываются бесполезными. Проект краевого закона, который так и не был принят, должен был обязать сети продавать продукцию местных фермеров и ограничивать наценку до 10%. Хотя обычно наценка в сетях, по данным ставропольских властей, составляет от 50% до 150%.
«Сети были не против брать местную продукцию. Но в итоге все сказали, что у фермеров надо не наценку 10% делать, а еще сбавлять 30%, потому что у фермера продукт получается дороже», — рассказывает депутат Новопашин.
Мелкие производители сельхозпродукции, по его словам, проигрывают крупным агрохолдингам и животноводческим предприятиям во всех отношениях, кроме качества.
«Выращивать качественный продукт дороже за счет экологических кормов и удобрений, а выращивание и возделывание требует больше времени, чем на крупных сельхозпредприятиях… Этим гигантам проще работать, например, с Китаем который поставляет в срок, выплачивает без задержек, у которого колоссальные объемы. Другой вопрос — из чего эту продукцию производят», — отметил собеседник.
Но власти упорно пытаются договориться с ритейлом, проводят круглые столы, критикуют менеджеров за недостаточную гибкость корпоративной политики. Сетевики пытаются подстраиваться и, как выяснилось, подтасовывают статистику. На одном из совещаний в думе края, как сообщал депутат Валерий Черницов, представители сетевых торговых компаний признали, что статистика присутствия ставропольских продуктов рассчитывается от доли на конкретной полке магазина, а не от доли в общем ассортименте. Таким образом выходило, что в некоторых магазинах доля ставропольских продуктов достигала 30%-40%.
Единственным решением, по оценкам специалистов, могут стать только собственные мелкие торговые сети для небольших фермерских хозяйств.
Привычные розничные рынки, по мнению Мрвалевича, им тоже уже не подходят — новый закон обязывает модернизировать рынки, что приводит к удорожанию аренды торговых точек.
В регионе, где около 80% предприятий занято торговлей, развал сферы мелкой розницы, по мнению Мрвалевича, грозит массовой безработицей. По его подсчетам, в этой сфере занята треть работоспособного населения края (порядка 600 тысяч человек).
«Мы Юг России, здесь традиционно торговля развита больше, чем в центральной России. Развитие сетевого ритейла и цифровизации может привести к тому, что возникнут большие проблемы с безработицей. Это и сейчас происходит — один предприниматель закрывает магазин, другой открывает. Но это может стать системной длительной проблемой», — считает Мрвалевич.
Сетевой ритейл эту проблему игнорирует и продолжает наращивать влияние. Только сеть «Магнит», по сведениям Мрвалевича, планирует охватить все поселения с численностью жителей от 5 тысяч человек. Фермерские магазины такой конкуренции не выдержат, считает спикер.
Но в будущем ситуация еще усложнится — сети рано или поздно, по мнению Мрвалевича, начнут применять цифровые технологии, которые позволят занять нишу доставки продуктов, и мелкие «магазины у дома» потеряют последних покупателей.