Posted 31 мая 2018,, 15:48

Published 31 мая 2018,, 15:48

Modified 16 октября 2022,, 17:49

Updated 16 октября 2022,, 17:49

Ставропольские беспилотники вышли на международный рынок

31 мая 2018, 15:48
Ежегодно в России продают беспилотники в среднем на полтора миллиарда рублей, и треть этого рынка занимают китайские модели. Могут ли отечественные производители конкурировать с Китаем, и какие уникальные технологии разрабатывают в Ставропольском крае, разбирался корреспондент NewsTracker.

Импорт иссякнет

В России зарегистрировано около 2,5 тысячи беспилотников, сообщает издание «Бизнес вектор». Годовой оборот этого рынка, по приблизительным подсчетам самих производителей, составляют около 10 миллиардов рублей. Однако продажи аппаратов составляют всего около 1,5 миллиарда рублей в год, остальное — это в основном услуги по обработке данных беспилотной съемки.

Но российский рынок развивается очень динамично и нацелен на максимальную автономность. Это уже не только вопрос рынка, но и безопасности. Беспилотники считаются оборудованием двойного назначения — предполагается, что их могут использовать не только по прямому назначению, но и при создании оружия массового поражения. Поэтому, как считают эксперты, отечественные производители беспилотников в ближайшие годы должны вытеснить импорт.

«Рынок изменился кардинально. За последние два года если посмотреть, у нас количество исследуемых объектов, если брать там квадратные километры лесов и земельных участков, протяженность газо- и нефтепроводов, — увеличилось в 10 раз. В 8 раз увеличилось количество разрешений на полеты», — приводит статистику президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Интересы меняются

Летающие дроны способны на многое: вести фото и видеосъемку, наблюдать за уровнем радиации и пожарами, отслеживать браконьеров, доставлять грузы. Но сейчас самые популярные сферы их применения — составление карт местности и анализ протяженности объектов. Для этих целей используют около 80% беспилотников, по данным издания «Бизнес-вектор».

По оценкам экспертов, уже к 2020 году сферы применения беспилотников кардинально изменятся. Самые популярные сегодня направления будут занимать не более 15% рынка, а основными станут сферы сельского хозяйства и доставка грузов.

Что предлагает Ставрополье

На Ставрополье тоже производят беспилотники. Согласно данным СПАРК, занимается таким производством всего одно предприятие в крае — группа компаний «Стилсофт». Предприятие тесно сотрудничает с силовыми структурами — поставляет комплексы видеонаблюдения и фотофиксации на дорогах, «умные» охранные системы, системы обнаружения и прочее.

Беспилотники здесь разрабатывают в течение 7 лет. По словам представителей предприятия, основные технологии разработаны российскими учеными. Здесь, по заверению производителя, разработано и программное обеспечение, и системные платы, и даже фиксаторы фото-видео аппаратуры со стабилизатором.

«Только матрицы для видеокамер не нашего производства — их делают всего две фирмы в мире, а прошивка наша. Локализация до 90%», — рассказал заместитель генерального директора «Стилсофт» Сергей Солодянкин.

Ежегодно предприятие, по его словам, экспортирует свои беспилотники за рубеж на десятки миллионов рублей. Ставропольские дроны, по словам Солодянкина, покупает Канада, страны Латинской Америки, СНГ, Индия, Танзания, Вьетнам, Камбоджа. Поставки в Европу пока не налажены. Чтобы продавать ставропольские беспилотники в Евросоюзе, там нужно будет открывать собственное производство, а предприятие пока не готово к таким затратам.

Проблем на экспорте добавляют бюрократические проволочки. По словам Солодянкина, на согласование каждой экспортной поставки уходит несколько недель. Задержки связаны с двойным назначением беспилотников, отметил собеседник.

«Если честно, не совсем понятно, почему практически вся наша продукция подпадает под двойное назначение, потому что наше оборудование, в общем, гражданского назначения и назвать его оружием очень сложно… К сожалению, за рубежом покупатели не готовы ждать так долго», — отметил Солодянкин.

Скорый чемпионат мира по футболу тоже добавил проблем. В мае сорвалась поставка демонстрационных образцов дронов в СНГ, рассказывает Солодянкин. На таможне возникли проволочки из-за усиления безопасности перед чемпионатом.

«Не успели вывезти технику на презентацию, потому что пришел приказ усилить контроль, особенно такой продукции двойного назначения. Мы не получили нужный документ, не попали на нужный нам самолет и в итоге презентация прошла без образцов оборудования. Потом груз доехал, и мы провели презентацию, но впечатление было смазано, конечно», — вспоминает Солодянкин. Такие случаи, по его словам, усложняют переговоры с партнерами.

Новые разработки

За рубежом компания реализует отработанные технологии, аналоги которых массово производят за рубежом. Но есть и местные уникальные разработки. Одна из них позволяет строить 3D-модели местности и отдельных объектов. Такую возможность смогут использовать геодезисты, с которыми компания ведет переговоры, рассказал Солодянкин. Технология, по его словам, позволит находить незаконные постройки, в том числе, на личных подворьях.

Другая перспективная разработка — автоматический вылет и приземление беспилотника без участия человека. Чтобы отказаться от ручного управления, нужно добиться точности навигации беспилотника. Существующие системы навигации, по словам Солодянкина, имеют погрешность до 6 метров. Но «Стилсофт», по словам собеседника, решил эту проблему и добился того, чтобы дрон приземлялся на поверхность площадью 1 квадратный метр. Технология позволит, к примеру, промышленным предприятиям эффективнее следить за уровнем выбросов, радиации на своем производстве и близлежащих территориях.

Подобные технологии, по словам Солодянкина, пока не имеют аналогов в мире. Но компания тем не менее не торопится их экспортировать, пока не проведены все тестовые испытания.

"