Posted 31 мая 2021, 05:54

Published 31 мая 2021, 05:54

Modified 16 октября 2022, 19:04

Updated 16 октября 2022, 19:04

Халатность ценой в жизнь: как в СИЗО-2 Пятигорска убили человека и кто за это ответил

31 мая 2021, 05:54
В мае 2020 года в СИЗО-2 Пятигорска психически нездоровый рецидивист убил одного из задержанных. Родные жертвы возлагают ответственность в том числе на руководство изолятора. NewsTracker выяснил, почему начальник учреждения смог избежать наказания.

«Голос мне сказал: “Убей его”»

Жителя Краснодарского края 35-летнего Андрея Седова в мае 2020 года задержали в Пятигорске по обвинению в краже. Он с другом вскрыл машину и похитил из нее вещи. Незадолго до этого он освободился из мест лишения свободы и должен был поехать домой к матери, но из города его выпустили – это был разгар первой волны пандемии и Пятигорск как раз закрыли на карантин. Коротая время в плохой компании и с алкоголем, Седов и совершил проступок, за который загремел в СИЗО-2, известный в народе как «Белый лебедь». Андрей не знал, что обратно он уже не выйдет. 17 мая его убьют в камере содержания №59…

Через несколько дней его мать Ольгу Седову известили о гибели сына. Возбудили уголовное дело, в ходе расследования которого вскрылась масса загадочных и жутких подробностей.

Из материалов дела известно, что подозреваемый, 30-летний уроженец Дагестана Алигаджи Кадибагамаев, страдает психическим заболеванием. На допросе он частично признал вину, но заявил, что убил Седова в состоянии аффекта, а сделать это ему велели «голоса».

«В этот момент голос мне сказал: “Кидайся и убей его”», - это цитата из допроса Кадибагамаева. Сразу после убийства «на душе стало хорошо и спокойно», признается мужчина. И еще: «У меня на протяжении двух-трех месяцев галлюцинации в виде изображений в голове».

Андрей не знал, что обратно он уже не выйдет. 17 мая его убьют в камере

В момент убийства Седова Кадибагамаев уже отбывал 10-летний тюремный срок и должен был выйти в 2026 году.

Мать убитого Ольга Седова в интервью NewsTracker рассказала, что после того, как ее сына посадили в СИЗО-2, она несколько дней не получала от него известий. Ничего не сообщал и адвокат, предоставленный ему судом.

«Его не должны были закрыть. Все это произошло так быстро. Мне даже ничего не сообщили. Адвокат этот бесплатный, которого ему дали, мне ничего не сообщил. А так как он из другого региона, его решили закрыть. А оттуда (из СИЗО) никаких сообщений не было. Десять дней прошло – тишина», - говорит Ольга Александровна.

«Следователь мне врала»

Согласно федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», опасные преступники должны содержаться в СИЗО отдельно и уж точно не контактировать с теми, кого подозревают в совершении менее тяжких преступлений. В случае с Андреем Седовым руководство СИЗО-2 проигнорировало эту норму закона. По неизвестной причине его перевели в камеру №59, где содержались рецидивисты, в том числе Алигаджи Кадибагамаев.

Конфликт между заключенными был только делом времени, и руководство изолятора не могло об этом не знать, говорит мать убитого.

«Его не должны были закрыть... Десять дней прошло – тишина»

«Каким-то образом он попал в камеру к убийцам. Три дня он там находился. До этого он был в другой камере. Я думаю, что туда (в камеру №59) его специально затолкали. И теперь врут, что там один убийца был, а двое других – нет. Следователь мне все врала. Говорили, что видеонаблюдение в камере содержания у них не работало. По этому поводу я ходатайство писала, но суд его так и не рассмотрел», - вспоминает Ольга Александровна события годичной давности.

Когда Андрея убили, мать вместе с материалами уголовного дела получила фотографии убитого сына в камере СИЗО. В заключении о причине смерти Седова будет сказано: «Деформация кадыка, обширная гематома шеи сзади». Проще говоря, убийца его избил, а потом задушил. То есть происходило это на протяжении какого-то времени, и сотрудники СИЗО могли по крайней мере попытаться разнять драку и предотвратить убийство. Но этого почему-то не произошло. Бездыханное тело Седова обнаружил постовой поста дежурной службы, который и вызвал врача, а он уже констатировал смерть.

«Столько всего запутано, столько вранья, столько наглости… В СИЗО просто кинули его в эту камеру и написали, что он сам попросился. Что якобы это была камера для больных, а он болел, и его с ними вместе закрыли. Я в шоке», - говорит Ольга Седова.

Сейчас она со старшим сыном и юристами готовит иск к СИЗО-2, ФСИН России и Министерству финансов РФ с целью взыскать компенсацию морального вреда.

Вопросы к следствию

Убийца Седова Алигаджи Кадибагамаев получил новый срок. Из тюрьмы он теперь выйдет не через пять лет, а гораздо позже. При этом нет никакой гарантии, что за решеткой он не убьет еще кого-нибудь – психически больного рецидивиста, которому «голоса» время от времени нашептывают кого-нибудь прикончить, по-прежнему держат вместе со всеми остальными.

Но на этом странности не заканчиваются. Одновременно с уголовным делом Кадибагамаева было возбуждено еще одно дело по факту халатных действий неустановленных лиц из числа сотрудников СИЗО, которые допустили, чтобы Седов попал в роковую камеру №59, где его убили. Более того, в день убийства в камере перестала работать система видеонаблюдения. По некоторым данным, Кадибагамаев заблаговременно вывел из строя видеокамеры. А ведь это не стыкуется с версией самого убийцы о том, что он «был в состоянии аффекта». Обычно убийцы в аффекте не готовятся так тщательно.

«Столько всего запутано, столько вранья, столько наглости…»

Но ни сломанные видеокамеры, ни явная враждебность Кадибагамева к новому соседу по камере не насторожили руководство СИЗО. И сотрудники изолятора просто дали произойти тому, что произошло.

Следственные действия по делу о халатности неустановленных лиц проводила старший следователь следственного отдела СУ СКР города Пятигорска Светлана Чернева. По непонятным причинам уголовное дело было прекращено. И это несмотря на то, что были очевидцы, готовые дать показания против должностных лиц СИЗО-2, в частности, начальника изолятора Романа Мусина.

Корреспондент NewsTracker связался со следователем Черневой по телефону, чтобы выяснить, что заставило ее закрыть дело. Она отказалась от комментариев.

«В Следственном управлении есть пресс-служба, и всю информацию дает она. Свяжитесь с ними официально, они отвечают на все вопросы. Извините, я занята, до свидания», - сказала Чернева.

Роман Мусин также отказывается от комментариев. На момент подготовки материала NewsTracker не смог получить и ответ на свой запрос во ФСИН России.

Тем временем источник агентства в правоохранительных органах утверждает, что Роман Мусин пользуется поддержкой своих друзей в управлении ФСИН России по Ставропольскому краю. И якобы помощь высокопоставленных начальников позволяет Мусину раз за разом избегать ответственности за то, что творится во вверенном ему следственном изоляторе.

Ранее NewsTracker писал и о возможной дружбе Мусина с криминальными авторитетами Ставропольского края. Сейчас у правоохранительных органов есть достаточно оснований начать проверку изложенных фактов и принять в отношении начальника «Белого лебедя» адекватные меры.

Подпишитесь