Posted 30 сентября 2019,, 13:44

Published 30 сентября 2019,, 13:44

Modified 16 октября 2022,, 18:18

Updated 16 октября 2022,, 18:18

Ставропольские производители минеральной воды теряют прибыль

30 сентября 2019, 13:44
Россияне активно покупают бутилированную питьевую воду. Продажи воды в последние годы заметно растут. Как это связано с состоянием водопровода и к чему это может привести, разбирался NewsTracker.

Объемы рынка

Только за прошлый год россияне купили более 7,5 миллиарда литров воды в бутылках. В денежном эквиваленте объемы рынка оцениваются в сумму около 187 миллиардов рублей, по информации издания «Бизнес-вектор» за 2018 год.

Самым большим спросом пользуется обычная негазированная питьевая вода — доля продаж в прошлом году превысила 43% (свыше 3,2 миллиарда литров). Столовая минеральная вода на втором месте, она занимает около трети объема продаж (28% — 2,1 миллиарда литров). Газированная питьевая вода только на четвертом месте, объемы продаж в прошлом году составили 720 миллионов литров.

Рынок в последние годы значительно растет. В прошлом году объемы продаж увеличились на 18%, по итогам текущего года ожидается прирост еще на 10%. Вскоре ожидается рекордный уровень потребления — каждый россиянин в ближайшие годы будет покупать до 42 литров питьевой воды в год.

Одним из важных драйверов роста, по мнению экспертов, может быть состояние водопроводной сети.

«У нас очень серьезно изношена водопроводная сеть. Отсюда проблемы с чистотой воды, с химическим составом. Население всё больше понимает серьезность проблемы, начинает всё больше использовать различные системы фильтров. И очень серьёзно растёт такой сегмент, как бутилированная питьевая вода», — объясняет председатель Комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты России Александр Борисов.

Розливом воды в России занимаются около 2 тысяч предприятий, около 700 из них контролируют основные объемы рынка. Рынок питьевой воды — редкий случай, когда импортные поставщики в меньшинстве. Импорта на российском рынке бутилированной воды всего 6%, в натуральном выражении это около 900 миллионов литров.

В ближайшие годы российский рынок бутилированной воды, как и многие другие торговые сегменты, ждет реформа маркировки.

«Проблема маркировки — важная, насущная. В некоторых сегментах она уже сыграла положительную роль. Но пока сказать, что в этом сегменте рынка это решение проблемы, ведущие игроки не готовы», — считает председатель Комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты России Александр Борисов.

Ставропольские производители теряют деньги

В Ставропольском крае более сотни предприятий, которые занимаются розливом питьевой воды. Рынок региона оценивается в сумму около 8 миллиардов рублей, по официальной статистике из налоговых отчетов. Чистая прибыль при этом снижается, в прошлом году предприятия края отчитались о доходах свыше 374 миллионов рублей. Годом ранее доходы ставропольских предприятий по розливу воды были выше на 22% (более 480 миллионов рублей).

Наибольшую долю в крае занимает сегмент минеральной воды. Организация такого бизнеса достаточно проста. Ежегодно из подземных месторождений Кавминвод выкачивают более 3 миллионов литров минеральной воды. Это 7% всего российского рынка минералки. Всем этим богатством управляет 1 государственная компания (ОАО «Кавминкурортресурсы») и 1 частное предприятие (ООО «Нарзан-Гидроресурсы»). Они выкачивают воду сами или нанимают подрядчиков. Остальные производители (их больше сотни на Ставрополье) разливают по бутылкам и продают эту воду. Их называют «бутиляторами».

Воду из-под земли выкачивают 150 скважин, которые находятся на разной удаленности от месторождений и поделены между 30 компаниями. Но самих месторождений минеральной воды на Кавминводах всего 21, по официальным данным департамента по недропользованию в СКФО. Хотя ученые об этой цифре не договорились. Одни считают, что месторождений меньше, другие насчитывают порядка 30. Проблемой для бизнесменов становятся права на использование названий месторождений.

На этом основная главная проблема рынка минеральной воды, которая сказывается на потребителе, — подделки. Фальсификатом считается пятая часть всей минералки. Хотя сейчас это называют даже положительной тенденцией, потому что еще в начале 2010-х фальсификат занимал 30% рынка. При этом основную массу фальсификата по-прежнему производят на Кавминводах.

"