Posted 25 августа 2022, 11:45
Published 25 августа 2022, 11:45
Modified 16 октября 2022, 19:07
Updated 16 октября 2022, 19:07
Надзорные органы последние два десятка лет боролись с частными инвесторами, которые владеют курортной недвижимостью на Кавминводах. Региональная прокуратура неоднократно обращалась в местные суды и требовала признать отдельные сделки купли-продажи ничтожными. Однако доказать это до сих пор не удавалось.
Противостояние вышло на новый уровень в феврале 2022 года. Генпрокуратура решила разом ударить по десяткам владельцев здравниц и подала судебный иск, адресованный более чем сотне бизнесменов. Под сомнение поставили права владения почти на 700 объектов недвижимости, среди них лечебницы, санатории, гостиницы и медицинские клиники.
Судья разобрался с делом за 6 месяцев и в августе вынес решение: поддержать исковые требования Генпрокуратуры. Проигравшие бизнесмены уже готовят документы для обжалования решения суда первой инстанции. Если им не удастся выиграть в кассационной инстанции, то сделки, оформленные в лихие девяностые, могут быть пересмотрены.
Позиция Генеральной прокуратуры пока остается неясной. Материалы дела суд еще не опубликовал. В пресс-службе надзорного органа на официальный запрос NewsTracker пока не ответили.
Некоторые доводы прокуратуры приводят представители Федерации профсоюзов России — их санатории тоже попали под каток судебной системы. Сообщается, что руководителя ФПР Сергея Шмакова прокуроры заранее бездоказательно называли «коррупционером», а также ссылались на законодательство СССР, по которому профсоюзное имущество априори считалось государственным.
После проигрыша в Гагаринском суде нынешним собственникам, по оценкам экспертов, скорее всего предстоит заново выкупать имущество, в которое они инвестировали последние два десятка лет. По оценкам самих ответчиков, общая сумма вложенных инвестиций в оспариваемые объекты может достигать 25 миллиардов рублей.
Фактическая легализация недвижимости по актуальным законам не всем будет по карману, однако бизнес не станет убыточным, считает профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта, Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Наталия Зайцева.
«Может быть они [будут выкупать] по рыночным ценам. Это был бы для них идеальный вариант, потому что за эти годы у них уже наработана база — многие работают с корпоративными клиентами… Рыночная конкуренция даже не повлияет, потому что [действующие собственники] уже выжили [преодолели кризисы последних лет, разработали эффективные бизнес-стратегии]. Сейчас уже сервис не тот, что был в девяностые. Все эти санатории уже достаточно эффективно управляются. У них есть необходимый набор услуг — без этого они были бы неконкурентоспособными», — считает Зайцева.
Доход частных здравниц, по мнению эксперта, будет обеспечен за счет растущего спроса на внутренний туризм. Однако не обойдется без повышения цен.
«Владельцы этого бизнеса — это люди уже с опытом. Они имеют наработанные модели управления гостиничным бизнесом. Какое-то время притирки пройдет, возможно, они просядут в низкий сезон. Но на высокий сезон в следующем году, я думаю, что они все будут обеспечены загрузкой полностью. Никаких проблем там не будет. Тем более, что рынок этот не заполнен, спрос очень большой», — отметил собеседница агентства.
Рынок санаторных услуг, по мнению Зайцевой, очень сплочен — предпринимательское сообщество способно договориться о поднятии цен ради покрытия судебных издержек. По оценкам эксперта, стоимость услуг санаториев и здравниц в таком случае может увеличиваться до 30%. Это максимальный скачок, который рынок может себе позволить, чтобы не отпугнуть постояльцев, считает Зайцева.
Однако остается вопрос справедливости и правовых последствий для частного бизнеса в стране. Предпринимательское сообщество выступает в этом споре на стороне собственников здравниц. Массовый отъем имущества через суд, отмена приватизации двадцатилетней давности — все это пугает владельцев бизнеса. Опасения особенно усилились, когда стало известно о победе Генпрокуратуры в первой инстанции. Предприниматели ждут волну проверок по всей стране.
«Такой глобальной практики до сих пор практически не было… [Предметом спора стали] объекты, которые функционируют, развиваются, в которые вкладываются инвестиции, еще и громкое имя заявителя [Генпрокуратуры]. Безусловно, все напряжены, где-то даже напуганы. Сейчас все так или иначе проверяют законность покупки и аренды. Думаю, что это повлечет за собой целый ряд проверочных и контрольных мероприятий, связанных с госимуществом, реализованных в свое время не должным образом и вне правовых оснований», — рассказал президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков.
Однако в закрытие туристического бизнеса эксперт не верит. Скорее всего, несмотря на смену собственников, все здравницы и санатории сохранят свой курортный профиль и продолжат принимать туристов.
«Уверен, что все прекрасно понимают, что объекты должны сохранить свои функции и должны продолжать работать. Это сейчас самое важное… Спрос на отдых в России, на оздоровление, на лечение, в том числе — постпандемийное, растет с каждым днем. Особенно с учетом закрытия Юга России, работы аэропортов Северного Кавказа. Отрасль должна усилиться, а не спорить в судах», — отметил Волков.
По его мнению, некоторые проигравшие бизнесмены могут получить компенсацию инвестиций, вложенных за годы управления недвижимостью. Однако рассчитывать на возмещение всех вложенных сумм не стоит, считает Волков. Компенсации скорее всего пойдут применять только в исключительных случаях.