Posted 24 ноября 2021, 08:50
Published 24 ноября 2021, 08:50
Modified 16 октября 2022, 19:08
Updated 16 октября 2022, 19:08
Громкое разбирательство 2018 года о том, кому принадлежат приграничные районы между Чечней и Ингушетией, закончилось обменом внушительными кусками территорий двух республик между собой, а масштабные акции против этого завершились разгоном демонстрантов силами Росгвардии и арестами руководителей протестующих. Спустя три года споры о том, кто хозяин на границе, вспыхнули с новой силой. Обе стороны обменялись громкими заявлениями, а власти Чечни даже стянули войска в районы республики, граничащие с Ингушетией. NewsTracker разбирался в том, из-за чего вновь возник вопрос с разграничением и к чему это может привести.
Совещание на открытом воздухе
14 ноября глава Чеченской республики Рамзан Кадыров провел выездное совещание на открытом воздухе в Галанчожском районе. На нем присутствовали все ключевые фигуры Чечни, начиная от министра национальной политики и заканчивая председателем правительства Магомедом Даудовым. Помимо рабочих вопросов вроде строительства дорог и прочей инфраструктуры, глава Чечни вернулся к приграничному вопросу и достаточно жестко высказался по этому поводу.
«Я затронул тему границ с Ингушетией. Призвал братский народ остановить кучку провокаторов, которые пытаются разыграть националистическую карту. Тем более, что этот вопрос закрыт раз и навсегда и полностью соответствует букве закона», — написал в тот день Кадыров в своем Instagram.
Причиной таких слов стал конфликт, раздутый в соцсетях накануне. Один из жителей села Даттых Сунженского района Ингушетии заснял на видео тяжелую строительную технику, работающую у реки Фортанга. Он назвал это «очередной провокацией соседей». Как только о проведении работ узнали власти Сунженского района, то, по их словам, на место незамедлительно выехал его глава — Магомед Дзейтов. И хотя техники не было обнаружено, факт изменения русла реки был зафиксирован. В этот же день Дзейтов встретился со своим соседом из Серноводского района Чечни Исмаилом Исраиловым.
«Исраилов заявил, что работы проводились не осведомленными работниками „Чеченавтодора“ для заливки бетоном барьерного ограждения дороги на краю обрыва, для чего и было изменено русло реки», — прокомментировали встречу двух глав в пресс-службе Сунженского района Ингушетии.
Исраилов в свою очередь пообещал, что в ближайшее время русло реки будет возвращено в прежнее состояние и сообщил, что о захвате земель речи вообще не шло. Кроме того, во избежание подобных споров, все работы в данном районе будут в дальнейшем проводиться только после согласования с ингушской стороной, а конфликт попросил считать исчерпанным.
Прямой эфир и шариатский суд
Буквально на следующий день ингушский сегмент Instagram заполнили фото, видео с обращениями к чеченцам и руководству республики. За два дня из просто информативных посты в соцсетях переросли в угрозы и требования вернуть земли, принадлежавшие Ингушетии до соглашения 2018 года.
С чеченской стороны одним из первых после Кадырова, кто прокомментировал ситуацию на границе, стал депутат Государственной Думы от Чеченской республики Адам Делимханов. Он вышел в прямой эфир в своем Instagram и призвал ингушей самим пресекать любые провокации и никому не давать «возможности рассорить два братских, соседних народа». Еще через два дня уже спикер парламента Чечни Магомед Даудов также вышел в прямой эфир и на протяжении почти получаса общался с подписчиками на эту же тему. Кроме того, он предложил представителям тейпов Ингушетии встретиться на границе двух республик и обсудить все с глазу на глаз. На что последние записали видеообращение, в котором обвинили Даудова в нарушении шариатских норм и по сути заявили о нежелании иметь с ним и руководством Чечни никаких дел.
Несмотря на такую позицию ингушской стороны, 21 ноября Даудов и несколько десятков человек от Чечни приехали к той самой реке Фортанга. Даудов заранее объявил об этой встрече в своем Instagram и ждал, что делегация от Ингушетии ответит согласием и придет, но этого не случилось. Спикер Чеченского парламента назвал такое поведение недопустимым и трусливым. Видео с места встречи было широко растиражировано в соцсетях. А многие подписчики со стороны Ингушетии не одобрили неявку совета тейпов и поддержали чеченскую сторону.
Окольцевать границы
Вечером 23 ноября на официальном ресурсе чеченского телеканала «Грозный» выходит репортаж, в котором рассказывается о военных учениях в республике, начавшихся три дня назад. По словам журналистов, в них задействованы силы специального назначения региона, такие как полк полиции специального назначения имени Ахмата Кадырова, Росгвардия, 46-я бригада оперативного назначения и другие. А цель маневров — «окольцевать» регион специальными дозорными точками и отработать взаимодействие между подразделениями.
«Руководитель региона поставил задачу отработать взаимодействие между силовиками и изучить обширную приграничную территорию, чтобы, в случае необходимости, быть в состоянии быстро взять границу под контроль и обеспечить безопасность рубежей страны», — приводятся в репортаже слова руководителей учений.
Силовики были направлены и в Галанчожский район, граничащий с Чечней. А поздно ночью сразу несколько ингушских пабликов в Instagram разместили у себя на страницах видео с двигающейся в сумерках военной колонне из «БТР», «КамАЗов» и машин сопровождения. Подписи к постам сообщали о том, что техника движется в сторону Ингушетии. Некоторые чеченские ресурсы также разместили похожие материалы. Авторы роликов сообщают, что военные движутся в сторону ингушской границы и были замечены в районе Серноводска, что всего в нескольких десятках километрах от Ингушетии.
В дежурной части МВД Ингушетии, куда удалось дозвониться корреспонденту NewsTracker, пояснили, что к ним не поступала информация ни о какой военной технике, движущейся в строну госграницы республики. А собственный источник NewsTracker в управлении Росгвардии по Чеченской республике сообщил, что это всего лишь маневры личного состава в рамках поручения Кадырова.
«Ни в какую сторону Ингушетии никто не едет. В соответствии с поручением главы Чеченской республики на территории приграничных районов осуществляются маневры личного состава. То, что рядом Ингушетия, не значит, что кто-то собрался в нее вторгаться. А все эти видео не иначе как способ манипулировать общественным мнением в непростой для наших республик период», — пояснил собеседник.
Воевать нельзя мириться
Несмотря на, казалось бы, осложнение ситуации, многие эксперты склоняются к тому, что дальше прямых эфиров и взаимных обвинений ничего не произойдет. Соглашения по определению границы двух республик в 2018 году устроили обе стороны. А возникающие время от времени публичные споры — не больше, чем просто набор политических очков и рейтингов.
В мае этого года президент Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев в одном из интервью высказался за ведение переговоров в любом формате. Тогда между руководством двух республик проходило обсуждение совместной работы в приграничных районах, но после резких высказываний одного из оппозиционных политиков Ингушетии все переговоры были прекращены, и ситуация вновь накалилась.
«В любом случае, в любой спорной ситуации — диалог двух сторон — это хорошо. А здесь два серьезных института: с чеченской стороны председатель чеченского парламента Магомед Даудов, и с другой стороны — это сопредседатели Мехк-Кхел Сараждин Султыгов и Муса Албогачиев. Я считаю, что любые переговоры убирают моменты спекуляций. А спекулируют, как правило, проходимцы, люди, которые хотят создать ситуации, которые были бы неприятны обеим сторонам. И поэтому я приветствую любые контакты, в том числе и состоявшийся контакт между Даудовым с одной стороны и Султыговым и Албогачиевым с другой, и их переговоры», — заявил Кутаев.
Собственный источник NewsTracker, близкий к администрации главы Чеченской республики, сообщил, что вопрос с границами Чечни и Ингушетии на данный момент исчерпан и в ближайшее время возвращаться к нему на официальном уровне не планируется. Кроме того, в настоящий момент «активно ведется работа по выявлению провокаторов в соцсетях, которые публикуют материалы, разжигающие рознь между братскими народами».