Posted 13 ноября 2021, 11:19
Published 13 ноября 2021, 11:19
Modified 16 октября 2022, 19:36
Updated 16 октября 2022, 19:36
На заседании парламента Чеченской республики ее спикер Магомед Даудов внес на рассмотрение законопроект о запрете упоминания в СМИ национальности преступников. Инициатива получила широкий общественный резонанс. Многие ее поддержали, однако нашлись и те, кому она пришлась не по душе. NewsTracker разбирался, что это за законопроект и к чему он может привести.
Национальный вопрос
В последние два десятилетия фраза «выходец с Северного Кавказа» стала почти нарицательной. Ее любят использовать представители средств массовой информации. В свою очередь, многие правозащитники и политики из регионов СКФО заявляют, что от нее уже пора давно отказаться, так как она криминализирует всех жителей региона. Одним из последних поводов вновь заговорить о том, чтобы не использовать обозначение национальности преступников и, в частности, жителей юга России, стали события в Новых Ватутинках, где произошла драка, в которой пострадал отец с малолетним ребенком. Тогда многие соцсети и паблики быстро определили национальность нападавших. По их мнению, все они — выходцы с Кавказа. По итогу же они оказались самыми что ни на есть русскими жителями Оренбурга.
Еще до того, как эта деталь вскрылась, в районе Ватутников прошли массовые задержания, по данным СМИ, «лиц, имеющих внешнее сходство с нападавшими». Задерживали молодых людей, которые и были теми самыми «выходцами с Кавказа». Это вызвало огромный резонанс в обществе, которое разделилось на два лагеря, в которых одни призывали очистить Москву от приезжих, а другие боялись всплеска новой волны националистических настроений и даже погромов. Не остались в стороне федеральные СМИ и даже руководители регионов, известные политики.
Кадыров vs Симоньян
Одной из первых по этому поводу высказалась директор канала Russia Today Маргарита Симоньян. Она прокомментировала случившееся в своем Telegram-канале достаточно жестко и прямо.
«Все эти „приезжие“ и „лица кавказской национальности“ допрыгаются, что в стране опять введут строгач с пропиской, с регистрацией, с проверками этой регистрации на каждой станции метро (как проверяли меня, когда я понаехала из Краснодара в Москву 20 лет назад). И правильно сделают. Ибо неча. Позорище какое. На Кавказе молодые мужчины в гостях даже в туалет, извините, стесняются зайти. Терпят. Потому что неудобно. Потому что в гостях. А в Москве, значит, не в гостях? Ну, так вам покажут, кто в этом доме хозяин. Это я вам говорю как приезжая и лицо кавказской национальности в одном флаконе», — написала директор RT.
Ее слова подхватили и растиражировали многие российские СМИ, а пост разобрали на цитаты другие Telegram-каналы. Помимо мнения о ситуации Симоньян даже назвала фамилии участников конфликта, которые к тому времени уже были задержаны и даже намекнула на их национальную принадлежность.
Молчание через два дня прервал глава Чеченской республики Рамзан Кадыров. Он также у себя в Telegram прокомментировал слова Симоньян и заступился за всех кавказцев.
«Мне, как и любому кавказцу, уже надоело это вечное обвинение по любому, даже маленькому происшествию. Весь интернет за пару дней заполонили заявления о неподобающем поведении всех без исключения кавказцев, причем, даже из уст, казалось бы, политически грамотных людей, называющих себя патриотами государства. Когда кавказцы побеждают на татами, борцовском ковре или на ринге, это — «россияне», и весь интернет гордится успехами российских спортсменов. Когда устраивают драку и говорят на ломаном русском, это — «понаехавшие, у которых надо поголовно проверить регистрацию. Хотел бы еще напомнить «уроженке Кавказа» Симоньян, что перед тем, как делать заявления, главреду серьезного, авторитетного СМИ нужно проверять информацию, а только затем делать выводы и пиариться на свежей теме», — заявил Кадыров.
Споры о том, кто прав, а кто виноват, продолжались в информационном поле вплоть до тех пор, пока не были опубликованы официальные данные о нападавших. Все четверо приехали не с Кавказа, а из Оренбурга. Кадыров и Симоньян официально помирились и даже поговорили по телефону, в котором пришли к общему мнению, что «Кавказ — это прекрасный край, который подарил России замечательных людей: героев, артистов, художников, писателей, ученых».
Что касается СМИ
Конфликт, закончившийся поимкой нападавших в Новой Москве, не закончился на самом деле, а лишь вышел на новый уровень. 11 ноября на пятом пленарном заседании парламента Чеченской республики его председатель Магомед Даудов внес на рассмотрение закон о запрете упоминания в СМИ национальности преступников.
«Проектом закона предлагается ввести запрет на распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о национальной принадлежности, вероисповедания и принадлежности к народам Российской Федерации лиц, причастных к совершению преступлений. Также предусматривается административная ответственность за распространение указанных сведений», — предложил спикер.
В документе с пленарного заседания такой запрет объясняется необходимостью сохранения межнационального и межконфессионального согласия и мира на территории России. Даудов ссылается на 21 пункт Конституции Российской Федерации и предлагает всем сидящим в зале парламентариям голосовать, что они и делают. Таким образом, парламент Чеченской республики принимает данную законодательную инициативу и направляет ее на рассмотрение в Государственную думу РФ.
Спорная инициатива
Предложение Чеченского парламента является поправкой в федеральный закон «О средствах массовой информации». Вмешательством в свободу слова и в деятельность журналистов на территории России назвали чеченскую инициативу некоторые журналисты. Они высказались против и заявили, что это ограничит их права и возможности. В интервью «РИА Новости”сделал заявление председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев. Он отрицательно отнесся к предложению парламентариев из Грозного. В то же время он призвал и журналистов излагать мысли более политкорректно.
«Наверное, что-то запрещать СМИ — это неправильно, потому что у нас свобода слова. Если СМИ не нарушают гражданский и уголовный кодекс, то писать и говорить все могут всё, что считают необходимым. В некоторых случаях журналисты могут каким-то образом воздерживаться от упоминания национальности преступника, если это может оскорбить человека или какой-то регион нашей страны», — подчеркнул Соловьев.
Иного мнения придерживаются политологи и эксперты в области межнациональных отношений. В беседе с NewsTracker директор института региональных проблем Дмитрий Журавлев поддержал инициативу законодателей из Чеченской республики, но высказал неуверенность, что она будет принята или сможет работать на территории России.
«Я понимаю парламент и Кадырова. Не могу сказать, что в их словах нет логики. Действительно, любой даже бытовой конфликт быстро можно превратиться в национальный, все зависит от того, как это подать. И логика своя в этом законопроекте есть. Давайте не будем называть национальность и тем самым не будем разжигать межнациональную рознь. Пусть преступник будет наказан за то, что он преступник и все. Это такой пассивный способ снижения межнациональной напряженности. Но к великому сожалению, как мне кажется, даже если такая поправка будет внесена и принята, то все равно будут разговоры, что преступление совершил дагестанец, чеченец, ингуш или еще кто-то. И чем больше ты будешь это запрещать, тем больше будет распространяться. У нас народ очень любит поговорить о том, что власть забыла им что-то важное рассказать, в том числе и откуда преступник родом. Я понимаю Кадырова и думаю, что такой закон не сделает хуже, это точно. Думаю, что принятие такого закона вполне реально. А вот как это будет реализовано, сложно говорить. Например, можно отказаться от графы национальность в протоколе задержания. Посмотрим, что будет дальше, но инициатива неплохая», — пояснил Журавлев.
Инициатива еще не закон
Инициатива о запрете на распространение в средствах массовой информации сведений о национальной принадлежности преступника была внесена в парламент Чечни лишь 11 ноября и несмотря на то, что ее единогласно поддержали все парламентарии, это не значит, что она уже в скором времени станет полноценным законом. В документе, опубликованном на сайте Государственной думы Российской Федерации в 2019 году, объясняется весь путь от инициативы до закона, вступившего в силу. Документ подчеркивает, что далеко не каждая инициатива становится законом. Совет Думы может вернуть законопроект назад в профильный комитет или инициатору закона на доработку. А может и сразу направить его в работу Госдумы. При этом назначается комитет, который ответственный за рассмотрение документа. Иногда таких комитетов может быть несколько, что значительно замедляет рассмотрение предложения из регионов. Одним словом, список таких мероприятий по закону может быть немаленький.
Поэтому ждать, что СМИ уже завтра запретят говорить о национальности преступников и использовать в своей работе фразу »выходец с Северного Кавказа», не стоит.