Posted 23 сентября 2022, 14:49

Published 23 сентября 2022, 14:49

Modified 16 октября 2022, 19:25

Updated 16 октября 2022, 19:25

КСОТ и «выделенки»: почему будущее автобусов Ставрополя снова слишком туманно

КСОТ и «выделенки»: почему будущее автобусов Ставрополя снова слишком туманно

23 сентября 2022, 14:49
Фото: 1MI.
Как будет развиваться общественный транспорт Ставрополя, почему планы могут остаться планами и почему «выделенки» опять стали камнем преткновения, разбирался корреспондент NewsTracker, выслушав мнения ведомств и общественников на совещании краевого Миндора.

На этой неделе в Ставрополе состоялся круглый стол, посвященный транспортной реформе краевой столицы. В последнее время работа общественного транспорта города и организация дорожного движения часто подвергалась сомнениям, а в судах рассматривается больше десяти дел по этому направлению. Работа проводится большая, но к ней все еще остаются вопросы.

С учетом всего негатива министерство транспорта и дорожного развития региона продолжает вместе с общественниками и представителями других ответственных ведомств искать компромиссные решения.

Новая комплексная схема транспортного обслуживания

Напомним, что по закону Ставрополь должен был принять еще в феврале новую комплексную схему транспортного обслуживания, но по разным причинам проект схемы был представлен на суд общественников только летом. Они тогда обнаружили много недочетов.

На этой неделе подрядчик представил исправленную версию проекта.

Разработчик — представитель «СтавропольДорПроект» Павел Литвинов — рассказал, какие изменения они внесли за прошедшее с прошлого совещания время.

«С учетом прошедшей переписи населения в городе проживает более 500 тысяч человек, а значит, необходимо вводить единый проездной билет. Поэтому нами было предложено перевести все маршруты на регулируемый тариф», — рассказал Литвинов.

Напомним, в этом случае тарифы устанавливают не перевозчики, а органы государственной власти или органы местного самоуправления. На таком тарифе предоставляются льготы на проезд разным группам населения.

Также в схемы движения были внесены правки в соответствии с претензиями общественников.

Новые претензии

Урбанист, эксперт АНО «Города за здравый смысл» Андрей Черняков отметил, что стало лучше, но вопросы все еще остались.

«После нашего замечания, что остановочные пункты не соответствуют габаритам транспорта большого класса (прим. — больших автобусов), разработчик заменил почти на всех маршрутах большой класс на средний. На большом классе остались только маршруты № 46 и 45. Почему именно они, непонятно. Есть другие маршруты с большим пассажиропотоком, где это нужнее», — отметил Черняков.

Тем более, что по стратегии город будет расти, а документ принимается на десять лет. Исходя из этого, необходимо увеличивать класс общественного транспорта, иначе он перестанет справляться с пассажиропотоком.

Под сомнением общественников остается и наложение маршрутов друг на друга, то есть, полное или частичное дублирование. При регулируемом тарифе оплата работы перевозчика будет переложена на бюджет муниципалитета. Но при дублировании маршрутов может появиться неэффективное расходование средств.

На это обратили внимание и перевозчики, присутствующие на совещании. Они заявили, что новая схема только ухудшит ситуацию на дороге, усилит конкуренцию.

А также в КСОТе все еще нет предложений по пересадочному тарифу. Хотя они должны там быть.

Кроме того, новые изменения в законодательстве запрещают забирать свидетельства у перевозчиков, основываясь на документах планирования, к которым относится КСОТ. Но почти всем ставропольским перевозчикам были выданы новые свидетельства в течение прошлого года. А значит, ближайшие 4-5 лет никаких изменений в транспортную систему ввести не получится. Это в КСОТе не учтено.

Выделенные полосы преткновения

Также в числе вопросов Черняков обратил внимание на предложения по введению выделенных полос для движения общественного транспорта. В КСОТе не оказалось таких важных транспортных артерий, как Кулакова или Доваторцев, где пассажиропотоки равны автомобильным.

Разработчик ответил на это, что рассмотрел варианты строительства выделенных полос и проанализировал техническую возможность организации. Но плотность застройки Ставрополя во многих местах не позволяет расширять улицы.

Общественники же обратили внимание, что достраивать ничего не не надо. Достаточно крайнюю правую полосу выделить под общественный транспорт, и тогда он будет иметь преимущество на дороге. Многие люди пересядут с личных авто на автобусы, потому что так будет быстрее добираться в час пик. А, значит, разгрузятся и оставшиеся автомобильные полосы.

Да только выяснилось, что разработчик вел свои подсчеты не по провозной способности, а по пропускной. То есть, личный автомобиль с один пассажиром в их подсчетах был равен автобусу с 20-ю пассажирами. Поэтому и приоритет они отдавали личным авто.

Безопасность на дорогах

Вопросы возникли и у представителей ГИБДД. Согласно данным прошлых лет, в Ставрополе сформировалось 22 очага аварийности, и КСОТ, как комплексная схема, должен был проработать эти проблемные точки для снижения аварийности. Но сотрудники ведомства этого в документе планирования не нашли.

Оказалось, этот вопрос решался, в основном, установкой светофоров. И частно рассмотрели пересечение Тельмана и Доваторцев, где проблема возникла из-за остановочного пункта и необходимости перестраиваться в другую полосу. Разработчик для снижения аварийности предложил построить там заездной карман.

Также ГИБДД для анализа реальной ситуации предложила разработчикам интеллектуальную транспортную систему. Пока мониторинг дорожной ситуации в рамках этой программы работает только на улице Доваторцев, но уже скоро запустится на проспекте Кулакова и части улицы 50 лет ВЛКСМ.

Новые перевозчики

О сложностях проведения транспортной реформы высказался и замминистра дорожного хозяйства и транспорта Борис Борисов. Он признался, что большие проблемы оказались с магистральными маршрутами № 12 и 13. Их перевели на регулируемый тариф, и теперь там должны работать автобусы среднего класса.

По ним уже неоднократно проводили конкурсные процедуры и даже заключали контракты. Но перевозчики «бегут» из-за того, что там работают незаконные маршрутки, они окружают автобус и не дают ему собирать пассажиров. Но из-за моратория убрать нелегалов невозможно.

Тут всплыл момент разночтения закона. По мнению некоторых ведомств, оказалось, что у маршруток, которые не вписываются в новую схему движения, на руках есть свидетельства на осуществление перевозок и действуют они до 2026 года. А, значит, никакой документ планирования не может их убрать с улиц города до истечения этого срока.

Сейчас краевой Миндор написал запрос подробных пояснений на этот счет у Минтранса РФ. Ответ ждут до начала октября. И если там подтвердят, что свидетельство отобрать нельзя, то все изменения КСОТа и другие документы планирования — пустышки, которые нельзя воплотить в жизнь.

«Сейчас у нас определены почти все перевозчики, даже по тем маршрутам, которые долгое время не работали. Это № 5, № 33, № 39 и 59. В ближайшее время они снова начнут работать. Единственный маршрут, который сейчас остался без перевозчика, — № 37. Но и по нему конкурс уже идет, 29 сентября мы выберем из пяти заявок лучшего перевозчика», — рассказал Борисов.

Он добавил, что в Ставрополе планируется продолжение работы в области создания информационной системы.

Дело в том, что в городе нет единого сервиса, который бы оперативно давал доступ к информации о работе общественного транспорта, будь то изменения движения или просто маршрут и время работы конкретного автобуса. Недавно уже обсуждалось и то, что добросовестные перевозчики из-за грязной конкуренции были вынуждены отключать отслеживание себя на картах. Сейчас они видны вновь, также в ближайшее время запустится отслеживание и других маршрутов.

Подпишитесь