Posted 28 июля 2022,, 15:43

Published 28 июля 2022,, 15:43

Modified 16 октября 2022,, 19:26

Updated 16 октября 2022,, 19:26

Споры вокруг автобусов: что ждет общественный транспорт Ставрополя следующие 10 лет

Споры вокруг автобусов: что ждет общественный транспорт Ставрополя следующие 10 лет

28 июля 2022, 15:43
Фото: 1MI
Что не так с проектом развития общественного транспорта в Ставрополе на ближайшие 10 лет, какие недочеты нашли в нем общественники и почему разработчики проекта хотят уменьшить число автобусов, на рабочем совещании побывал корреспондент NewsTracker.

На днях администрация города Ставрополя представила общественникам, работающим в области урбанистики, проект комплексной схемы общественного транспорта города. В четверг в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Ставропольского края провели первую рабочую встречу с урбанистами для обсуждения проекта.

Что за КСОТ?

Поясним, что комплексная схема общественного транспорта (КСОТ) — это один из трех основных документов, который регулирует развитие всей транспортной инфраструктуры. Он зачастую принимается на довольно длительный срок. В Ставрополе речь идет о плане реализации вплоть до 2031 года. И разработка КСОТ — это кропотливая исследовательская и научная работа с учетом огромного количества факторов. Этот документ в том числе необходим для участия в федеральных программах.

Присутствующий на встрече заместитель комитета городского хозяйства Ставрополя Виталий Кишкинев пояснил, что в 2021 году Миндор направил к ним обращение о разработке КСОТ. 21 декабря комитет заключил на это контракт через конкурсные процедуры, стоимость работ составила 3 миллиона рублей. Подрядчик «СтавропольДорПроект» должен был закончить работы 1 марта 2022 года.

Однако этому помешал сбой в работе общественного транспорта из-за конкурса по маршрутам. Некоторые перевозчики не выходили на линии и недоброкачественно исполняли свои обязанности. Все это не позволяло подрядчику провести подсчет пассажиропотока.

В течении месяца подготовленный документ обсуждался комитетом городского хозяйства с подрядчиком. В ближайшее время планируется подписать КСОТ и запустить его в работу.

«На данный момент мы пришли к некоему общему знаменателю, но теперь хотелось бы вынести обсуждение данного документа на общественный суд. Обсудить на слушаниях, при комиссии. Выслушать замечания и пожелания, если они будут приняты комиссией, и подписать проект главой города», — пояснил Кишкинев. Он заметил, что эта программа будет реализовываться почти 10 лет.

По его словам, когда город начнет приближаться к осуществлению схемы, повысится шанс захода инвестора. Власти также рассчитывают на то, что в ближайшие годы появится единая карта пассажира, как «Тройка» в Москве. И тогда у горожан не будет проблем с пересадками — они станут бесплатными.

Проект готов?

Заместитель руководителя компании подрядчика Павел Литвинов рассказал, что целью КСОТ ставили оптимизацию сети общественного транспорта, создание безопасных условий для участников дорожного движения и повышение эффективности действующей транспортной инфраструктуры.

Для создания схемы подрядчик исследовал уличную дорожную сеть Ставрополя и инфраструктуры общественного пассажирского транспорта. Специалисты проводили подсчет и анализ плотности городской маршрутной сети, интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков, а также считали число выходящих и входящих пассажиров на разных остановках.

Все эти данные они внесли в математическую модель и на ее основе предложили изменения в транспортную сеть.

«Сейчас функционирует 61 маршрут общественного транспорта, 4 из которых временно не обслуживаются. По итогам исследования предлагаем сократить их число до 48 с учетом оптимизации. На регулируемом тарифе оставить 5 маршрутов, остальные должны работать на нерегулируемом тарифе. Также нужно снизить количество подвижного состава с почти 1,2 тысяч до 800 с увеличением его класса», — пояснил Литвинов.

По его словам, они учитывали не только существующие районы, но и только строящиеся школы, жилые комплексы и другие важные места притяжения горожан. Специалисты выявили перегруженность нескольких участков, что можно исправить увеличением класса подвижного состава. То есть, заменить маршрутки автобусами.

Что касается расписания автобусов, то на магистральных маршрутах в часы пик они должны ходить каждые 5 минут, а в вечернее время интервалы составят около 20 минут. Сами автобусы, согласно КСОТ, должны отвечать всем современным требованиям: иметь низкие полы, электронные информационные табло и прочее.

Подрядчик предложил построить каркас движения по 16 магистральным маршрутам (большого класса), а также проработал второстепенные маршруты (автобусы малого класса, включая маршрутки), охватив максимально возможное количество улиц и районов.

По его словам, сложность представляют застраиваемые дачные участки, где люди уже живут, но остановок там пока нет: хутор Демино, район так называемой телевышки. Чтобы охватить их сетью общественного транспорта, многие существующие маршруты пришлось продлить или изменить на отдельных участках.

Избавиться проектировщики предложили от маршруток-дублеров (32 м, 44 м, 4 м, 51 м, 27 м), нерентабельных маршрутов 1 м, 30 м, 50 м (прим. совсем новый маршрут, запущенный этой весной), 88, который проходит по юго-западному району и негативно влияет на работу магистральных маршрутов, а также 4 м, 39 м, 9д.

Ожидания и реальность

Присутствующие на рабочем совещании общественники и представители крупнейших перевозчиков города задавали немало вопросов. Иногда уходили в частности: будут ли работать маршруты, которые, например, свяжут дальний «Юг» с центром? Какие маршруты заменят отмененные? Доволен ли Миндор выполненной подрядчиком работой? Зачем менять такие исторически сложившиеся маршруты как № 14?

Один из животрепещущих вопросов от перевозчиков: зачем менять 90% маршрутов в 2023 году, который указан в календарном плане будущего КСОТ, если в 2021–2022 году прошли конкурсы по всем городским маршрутам и перевозчикам выдали разрешения на обслуживание линий на 5 лет.

То есть у перевозчиков на руках лицензии на несколько лет вперед, где прописаны и схемы движения, и требования к количеству и качеству подвижного состава. И все это могут изменить согласно КСОТ уже через полгода.

Очень подробный отзыв на документ подготовил урбанист, эксперт АНО «Города за здравый смысл» Андрей Черняков. Он наглядно показал разницу между требованиями технического задания к КСОТ и тем, что на выходе предоставил заказчик.

Внезапно выяснилось, что цели планируемой схемы и фактической оказались разными, условия пересадки горожан с личного транспорта на общественный упустили, условия для бизнеса, обслуживающего маршруты, не учли. О приоритете движения общественного транспорта — организации выделенных полос для автобусов — в КСОТе также не говорится ни слова.

Многое в документе не конкретизировано, также исполнитель допустил подмену понятий. Например, не указал в проекте долю перегонов, а включил только перечень остановок. Не указал количество поездок в день на одного жителя, вместо этого составил график пиковой загруженности транспорта по времени суток.

Черняков обратил внимание и на часть про ценовую политику. Как ранее было сказано, в КСОТ предлагают установить регулируемый тариф всего на 5 маршрутах, остальные отдать на решение самих перевозчиков. Но при такой ситуации невозможно ввести проездные билеты или заключить брутто-контракты. То есть та самая единая проездная карта типа «Тройки» не сможет быть введена еще 10 лет.

При этом по соцстандарту в городах с населением свыше 500 тысяч человек (а к этой цифре Ставрополь уже очень близок) наличие длительного проездного билета обязательно.

«Сейчас в городе сеть маршрутов беспересадочная. А в социальном стандарте указано, что в городах с населением менее 500 тысяч человек допускается проложение маршрутов с одной пересадкой, свыше 500 тысяч — с двумя пересадками. В разработке же предложено создание магистральных маршрутов и подвозящих и как второй вариант создание каркаса магистральных маршрутов и маршрутов второго порядка. Это одно и тоже разными словами. А по техзаданию нужно было сделать вариантность», — отметил эксперт.

При этом по факту урбанист не увидел в проекте схем магистральных и подвозящих маршрутов. По его мнению, подрядчик оставил схему в ныне существующем варианте, то есть беспересадочном.

Перечисление упущенных моментов по техническому заданию заняло порядка 20 минут.

Что дальше?

Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Ставропольского края Борис Борисов и заместитель комитета городского хозяйства Ставрополя Виталий Кишкинев выслушали все замечания и попросили подготовить их в письменном виде для того, чтобы подрядчик проработал недостатки.

Решили, что пока не приведут документ к удовлетворительному состоянию, пускать его в ход не будут. Следующую рабочую встречу назначили на середину августа.

"