Posted 13 июня 2022, 06:52
Published 13 июня 2022, 06:52
Modified 16 октября 2022, 19:06
Updated 16 октября 2022, 19:06
Президент Владимир Путин 11 июня подписал закон, запрещающий россиянам и мигрантам из стран ЕАЭС с судимостью по различным статьям работать таксистами или водителями автобусов, троллейбусов, трамваев. Об этом сообщает портал правовой информации. Соответствующие изменения внесены в Трудовой кодекс, они вступят в силу 1 марта 2023 года.
Речь идет о непогашенной или неснятой судимости, а также при уголовном преследовании за совершение преступлений:
В соответствии с новым законом те, кто уже работают водителями такси, автобусов, троллейбусов и трамваев, должны будут до 1 марта 2023 года представить работодателю справку о наличии или отсутствии судимости. Если работник предъявить справку не сможет, трудовой договор с ним будет расторгнут.
Что по закону
Новый закон прокомментировала адвокат Елизавета Шак. Юрист считает, что, с одной стороны, новый закон повышает безопасность в сфере пассажирских перевозок, и с этой точки зрения его следует приветствовать.
«С другой стороны, он лишает возможности трудоустроиться большую армию безработных мужчин в сферу пассажирских перевозок, а те, кто уже работает, вероятнее всего, будут уволены, что как мы понимаем, не будет способствовать снижению криминала», — отметила Шак.
Касаясь уголовных статей, которые указаны в законе, адвокат обратила внимание на их широкий диапазон. «Например, в понятие „Преступления против общественной безопасности“ входит 44 уголовных статей — от „терроризма“ и „бандитизма“, до „хулиганства“. Мне кажется, все-таки должен быть дифференцированный подход к тому, что человек совершил, и насколько ему нельзя работать в сфере пассажирских перевозок. Ведь обвинение в совершении хулиганства и бандитизма — совершенно разные по степени общественной опасности», — отметила Шак.
Адвокат пояснила, что означает понятие «непогашенная судимость».
«Статья 86 УПК разъясняет, когда судимость погашается:
а) при условном наказании — по истечении испытательного срока;
б) за преступления небольшой или средней тяжести, — через три года после отбытия наказания;
г) за тяжкие преступления, — через шесть лет после отбытия наказания;
д) за особо тяжкие преступления, — по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость раньше».
Что с автобусами, что с такси
Как нововведение скажется на работе общественного транспорта, эксперты пока прогнозировать не берутся. По мнению урбаниста Автономной некоммерческой организации из Ставрополя «Города за здравый смысл» Андрея Чернякова, для пассажиров имеет большее значение поведение водителя.
«Пассажир, когда заходит в салон автобуса, он не знает, кто за рулем, есть ли у него судимость, или нет. Он может судить о водителе по тому, как тот общается с пассажирами — кто-то грубо общается, кто-то вежливо. К сожалению, качество обслуживания на транспорте у нас хромает, посмотрим, как повлияет новый закон — сейчас трудно судить», — отметил собеседник.
Что касается такси, то в компании «Яндекс-Такси» Ставрополь корреспонденту пояснили, что они таких лиц не брали на работу, поэтому прекращать сотрудничество будет не с кем.
«Увольнять никого не придется, у нас такие не работают», — ответил менеджер по работе с клиентами.
Однако ранее Newstracker публиковал материал со слов жительницы Геогиевска, которая заявила о попытке изнасилования в такси. В частности, девушка утверждала, что водитель ранее имел судимость за изнасилование. Была ли эта судимость погашена или снята, неизвестно. Мужчина после жалоб девушки был заблокирован в сервисе. Тогда же собственный источник издания рассказал, что проверку новых водителей на наличие судимости проводят только в случае, если у человека нет собственной машины, и ему предоставляют автомобиль в аренду.
Что касается пассажиров такси, то многие в комментариях к закону были обеспокоены тем, что осужденных лишат работы. »Такой бред, а чем им ещё заниматься, опять воровать?», — написала один из комментаторов.
Другие отметили, что задолго до его принятия беспокоились о своей безопасности.
«Мне по роду деятельности часто приходится пользоваться такси. Для поездок по городу можно более или менее спокойно вызывать любого водителя, но когда мне приходится выезжать в другой город, я уже прошу фирму прислать надежного водителя. И я при этом подразумеваю не только его умение водить, но и все остальное», — рассказала Любовь Кудрявцева.
Сам закон также вызвал вопросы из-за того, что будет действовать не на всех. «Сотни людей занимаются частным извозом на своих автомобилях. Многие без всякой регистрации в качестве ИП. Кто знает, какое у них прошлое — есть или нет непогашенная судимость. Кто им запретить таксовать? Кроме того, на Северном Кавказе все популярнее становится аренда автомобилей, так называемый каршеринг, и вот тут тоже вопросы: «Кто возьмет автомобиль, как его будет использовать, насколько это будет безопасно для пассажира?», — считает Владимир Бочарников.