Posted 20 марта 2022, 09:52
Published 20 марта 2022, 09:52
Modified 16 октября 2022, 19:36
Updated 16 октября 2022, 19:36
С сентября прошлого года Промышленный районный суд Ставрополя рассматривает уголовное дело бывшего зампреда правительства Ставропольского края Александра Золотарева и замминистра строительства и архитектуры региона Ивана Якимова.
Золотарева обвиняют во взяточничестве и превышении должностных полномочий. Якимов же подходит только по одному из эпизодов «уголовки» — строительству Легкоатлетического манежа в Ставрополе, где следователи нашли удешевление материалов и подделку акта ввода в эксплуатацию недостроенного объекта.
Версия следствия
Как можно предположить из вопросов прокурора, сроки сдачи этого объекта были затянуты. Предполагается, что представитель Минстроя подписал акт ввода в эксплуатацию манежа еще до реального окончания строительства. Возможная причина «фиктивной сдачи» — это то, что подрядчик (ООО «Инженер») мог получить возврат трат только в случае полного выполнения условий контракта.
При этом у исполнителя наоборот остались вопросы по финансам. Представитель «Инженера» утверждал, что ему не доплатили работы на 19,9 миллиона рублей.
Адвокат Якимова ходатайствовал о приобщении постановления правительства региона о внесении изменений в краевую адресную инвестиционную программу на 2019 год. Документ затрагивал и планы по строительству Легкоатлетического манежа. А также ответ на адвокатский запрос в Минфин Ставрополья по оплате работ на объекте.
«В августе 2021 года мне поступил ответ, в котором сообщалось, что у министерства финансов нет оснований для отказа в приеме документов, предполагающих оплату работ по данному объекту. Этот документ подтверждает правовые основания для оплаты работ, выполненных ООО „Инженер“», — сообщил адвокат подсудимого.
Таким образом, ответ опровергает довод о том, что у Минстроя и подрядчика был повод торопиться со сдачей объекта. В случае окончания действия контракта «Инженеру» все равно должны были заплатить.
Показания подсудимого
После оглашения некоторых вещдоков сам подсудимый решил дать показания и ответить на вопросы сторон. Он рассказал, что работал заместителем министра строительства Ставрополья с октября 2018 года по май 2020 и курировал отдел бюджетных инвестиций.
«Когда я пришел, строительство Легкоатлетического манежа уже велось, контракт был заключен в 2017 году, а закончить проект должны были через два месяца после моего вступления на пост. Я видел, что подрядчик сильно отстает от планов, у них было недостаточно рабочих, они не использовали все доступные человеческие и технические ресурсы на объекте. О чем я неоднократно говорил министру», — рассказал Якимов.
По его словам, манеж должны были ввести в эксплуатацию до 31 декабря 2018 года, но документы, подтверждающие сдачу работ, Минстрою нужно было предоставить до апреля 2019 года.
Напомним, что сам министр Алексей Когарлыцкий тоже был арестован, однако пошел на сделку со следствием и признал вину, в связи с чем его дело рассматривает в отдельном производстве.
По словам Якимова, на еженедельных совещаниях на манеже обсуждались возможные варианты оказания помощи подрядчику, чтобы завершить проект в срок. Но исполнитель не смог закончить вовремя, поэтому часть средств была возвращена в федеральный и краевой бюджет до полного выполнения работ.
«Для возврата этих денег были направлены обращения в министерства финансов, спорта, начали вносить изменения в проект. И нам выделили средства на софинансирование окончания данного объекта. Мы получили подтверждение, что деньги будут возвращены по итогам завершения строительства манежа, и после 27 марта, когда все документы были проверены и подписаны, мы уже имели право оплачивать работы подрядчику», — рассказал подсудимый.
Документооборот
Якимов пояснил, что исполнитель сдавал на проверку все документы через управление капитального строительства. Затем формы КС-2 попадали в Министерство строительства на проверку и подписание, и только после этого подрядчик мог получить оплату.
Некоторые акты «Инженера» не были приняты, потому что в них был завышен объем на 6-7 миллионов рублей (прим. работы, не включенные в контракт и не согласованные с заказчиком) и это уже было бы кражей государственных денежных средств.
«В начале марта проект был практически завершен. Подрядчик был уверен, что он закончит работы к середине марта. И Когарлыцкий мне дал поручение, чтобы мы наперед начинали готовить документы на сдачу объекта — привлекать ресурсоснабжающие организации, управление по строительной и жилищному надзору. Заблаговременно были направлены приглашения на проверки, заблаговременно, чтобы было время на исправление недочетов», — пояснил Якимов.
На основании всех документов Минстрой подписал акты приема и передачи объекта 29 марта. 3 апреля Якимов лег в больницу, а 15 апреля, когда он вышел из больницы, узнал, что на манеж пришла проверка из федерального казначейства.
«Мне говорили, что на объекте ведутся работы по устранению недочетов в рамках гарантийных обязательств. Чтобы успеть в срок, они укладывали брусчатку на мерзлую почву, поэтому поплыл грунт, стены штукатурили в холода — я думал, что они исправляют эти недочеты. 11 марта, когда была последняя планерка, я не мог определить, что они не успеют завершить, оставались небольшие детали, которые должны были успеть закончить», — пояснил Якимов.
Он отметил, что работы, проводимые ООО «Инженер» после 30 апреля, оплачены не были, потому что были нарушены сроки, выставлена пеня через арбитражный суд, а подрядчик подал иск к заказчику.
Плохой начальник на Maserati
Отвечая на вопросы сторон, Якимов пояснил, что Александр Золотарев на совещаниях присутствовал, но не на всех.
«Последнее у нас общее было как раз 11 марта, когда, по словам подрядчика, осталось только разметку нарисовать. Золотарев никаких указаний об обязательном вводе объекта в эксплуатацию не давал ни мне, ни Когарлыцкому. А с Когарлыцким у меня неоднократно возникали конфликты, потому что он не понимал, что он делает и зачем, подписывал бумаги без наличия подтверждающих документов, на основании которых они должен быть подписаны», — припомнил Якимов.
Также он вспомнил, что один раз Когарлыцкий приезжал на работу на красном Maserati.
Отвечая на вопросы прокурора, Якимов сказал, что взаимопонимание с Когарлыцким закончилось через месяц их совместной работы.
«Когда я объяснял ему, что он не прав, он кричал, что ему не нужен заместитель, которые не исполняет его поручения и просил меня уволиться по собственному желанию. Но у меня трое детей, и я не мог быстро найти работу, поэтому приходилось работать в таких условиях. С Золотаревым у меня были чисто служебные отношения, мог принести ему документы на подпись, но не более того», — подытожил бывший заместитель министра строительства.
Напомним, что ранее в том же судебном заседании показания давал водитель Когарлыцкого и старый друг Золотарева, который назвал экс-министра строительства «редиской».